Главная » Эндокринная » Духовно нравственные основы противодействия терроризму. Конспект урока "духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму"

Духовно нравственные основы противодействия терроризму. Конспект урока "духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму"

Пузанова Жанна Васильевна

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РУДН

ХХ век стал временем кризиса традиционных религиозных систем в западном мире, эпохой массового отхода от религии, периодом масштабной секуляризации и атеизации. Новые идеологии – коммунистическая, постиндустриальная, глобализационная – нанесли тяжелейшие удары по традиционным моделям мировоззрения. ХХI век пожинает горькие плоды. Утопии всемирного коммунизма и упование на всеобщее благосостояние для разрешения всех проблем человечества рухнули. У сегодняшнего поколения молодежи во всех развитых странах мир, в том числе и у российской молодежи, зачастую частично или полностью разрушено смыслообразующее ядро мировоззрения. Юность и молодость – поиск себя, поиск и построение прочного фундамента осмысленного бытия, закрепление и утверждение собственной идентичности и личностной значимости. Современность в обществе позднего модерна и постмодерна не дает ответа на самые главные вопросы юности: Зачем я живу? В чем цель и смысл моей жизни? Зачем я нужен? И кому я нужен? В современной России для многих молодых людей ответы на большинство таких вопросов будут негативными, а, следовательно, неудовлетворяющими.

Второй процесс, непосредственно связанный с первым, – всемирная глобализация, реализуемая по типу вестернизации с центром из США. Последовательное вторжение на территории едва ли не любых стран, экономическое и/или силовое навязывание «американских ценностей» и «американского образа жизни» в значительной степени связаны с последовательным, в том числе насильственным, разрушением традиционных укладов, традиционных моральных и духовных ценностей народов мира, стран и цивилизаций. В отношении традиционных культур – это обезличивание и унификация, а насаждаемая альтернатива: нарциссический индивидуализм и эгоистическая конкуренция, идеализация потребительства, культ насилия, секса, вседозволенности и агрессивной распущенности.

Для понимания причин формирования «нового» экстремизма лучше обратиться к анализу, в первую очередь, внутренних причин. Среди которых можно назвать две основные – качественное изменение российской молодежи (как главного субъекта около-экстремистского протеста) и отсутствие качественных изменений российской политической элиты (как объекта этого протеста).

Главными участниками массовых протестных акций 2014 г. стали представители пост-постсоветской молодежи – те, кто социализировался не в «кипящих» 1990-х гг., а в относительно спокойных 2000-х гг. Для более старшего поколения несомненны заслуги В.В. Путина в решении «чеченской проблемы» и в нейтрализации «олигархов с большой дороги». Для нынешнего поколения молодежи эти заслуги 10-летней давности имеют меньшую ценность. «Наведение элементарного порядка» воспринимается ими как само собой разумеющееся, а отсутствие общепонятной стратегии национального развития – как новый «застой». Исторический опыт показывает, что революции устраиваются не нищими, кому «нечего терять, кроме своих цепей», а людьми с достатком, которые лишены перспектив его улучшить. Современное поколение молодых людей именно таково: им уже не надо бороться за выживание (как в 1990-е гг.), но и жизненные перспективы у них смутные, поскольку сложившаяся в России социально-экономическая система ограничивает их возможности самореализации.

Хотя в целом россияне, и молодежь в частности, видят и высоко оценивают деятельность государства в этой области (Олимпиада в Сочи, сравнение с событиями на Украине, антитеррористические мероприятия в Чечне), при этом проявляется тенденция устойчивого роста числа преступлений экстремистской направленности, фиксируемая параллельно с ростом террористической активности.

Формируя собирательный образ экстремиста на основе сводок и информационных сообщений правоохранительных органов, материалов уголовных дел и публикаций в средствах массовой информации, можно утверждать, что в большинстве это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, пол преимущественно мужской, по роду занятий – либо выпускник общеобразовательной школы, не поступивший в высшее учебное заведение, либо студент начальных курсов вуза. По характеру это личность с искаженной системой нравственных и правовых ценностей, всегда уверенная в своей правоте и эффективности диктата силы, нуждающаяся в самоутверждении. Формирование подобных индивидов обычно происходит в социально неблагополучной среде, но вопреки распространенному мнению экстремист – это не всегда люмпен, а скорее, молодой человек из семьи со средним достатком, не сумевший адаптироваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной системой ценностей, ищущий самовыражение в неформальном общении с экстремистскими группами, где насилие воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный способ достижения цели.

В результате проведенного исследования психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления по идеологическим мотивам, можно сделать выводы о наличии у них определенного набора устойчивых характерологических черт, имеющих отчасти конституциональную природу, а отчасти – полученную в результате социализации. Прежде всего, здесь следует отметить интеллектуальную неразвитость, ригидность, эмоциональную уплощенность и неспособность к эмпатии (сопереживанию). Осуществляя свойственный каждому подростку идентичностный поиск, человек с такими характерологическими особенностями легко оказывается увлеченным идеей собственного превосходства над окружающими, начинает отрицать ценность чужих достижений. Его самооценка формируется исходя из амбивалентных убеждений. С одной стороны, осознаются собственная несостоятельность в тех или иных областях (например, неспособность конкурировать с одноклассниками в учебных дисциплинах). С другой стороны, под влиянием комплекса собственной исключительности, гипетрофированного «Я» такой молодой человек пребывает в уверенности, что ему уготована особая судьба и он достоин самого высшего положения в обществе, а это сопровождается формированием завышенного уровня притязаний. В результате, с одной стороны, существует запрос на заведомо недостижимый уровень жизни, с другой – осознается эта недостижимость. По мнению Т. Гарра, чем больше отстоят друга от друга уровень притязаний и уровень прогнозируемых достижений, тем больше вероятность участия человека в политическом насилии, то есть в экстремистской и террористической деятельности. Таким образом, для носителя описанных личностных черт вероятность участия в противоправной деятельности в составе деструктивных организаций является наиболее естественным способом самореализации. Следует отметить, что количество носителей такого типа личности в популяции небольшое, однако именно их действия оказываются в центре внимания средств массовой информации, именно их асоциальные поступки приводят в пример участникам деструктивных организаций, именно их активность в случае возникновения массовых беспорядков провоцирует толпу к осуществлению насилия.

Необходимо отметить, что молодежный экстремизм является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение невозможно. Однако вполне реально ограничение, удержание в рамках приемлемого, путем реализации мер международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

В настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. К основным чертам молодежного экстремизма можно отнести: возрастающую организованность; сплоченность группировок; формирование в группировках идеологических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Попытки противопоставить «чужим» сетевым структурам «наши» сетевые структуры, уже есть. Интересным опытом является, в частности, деятельность «кибердружинников», инициированная Лигой безопасного Интернета. Речь идет о добровольческом сообществе граждан (почти исключительно – молодых людей), которые ведут борьбу с противоправным контентом в Интернете, прежде всего, против детской порнографии и педофилии, но также и против контента, содержащего сцены насилия, в том числе с экстремистским уклоном. Проблемой этого движения (как и других, ему подобных) является отсутствие внятной идеологии противодействия экстремизму. Попытки руководителей Лиги на Первом всероссийском слете кибердружинников предложить в качестве такой идеологии антиамериканизм и «защиту Отечества» вызвала у молодых кибердружинников скорее настороженность, чем понимание.

Невостребованность избыточной энергии и потенциального энтузиазма молодежи, разрушение духовных ценностей и идеалов, экзистенциальный кризис, страх будущего, ощущение собственной ненужности, оторванности, одинокости для многих молодых людей становятся в последние годы тягчайшим испытанием. Религиозная мотивация экстремистско-религиозных сообществ активно использует эти факторы в своих целях и интересах. Здесь сразу предлагается однозначная конкретная модель религиозной веры, дающая ясные и полные ответы на все вопросы и запросы личности, указанные выше. Свойственный молодости максимализм, черно-белое восприятие реальности, восстановление стержня абсолютизируемых традиционных религиозных ценностей становятся основаниями для дальнейшей возможной манипуляции. Религия, апеллирующая к чувству, а не к разуму, в крайних своих формах использует фанатично экзальтированное групповое воздействие, в лоне которого молодой человек, пропитываясь соответствующими идеями и настроениями, обретает ощущение найденной «истинной» идентичности, групповой принадлежности, чувство собственной востребованности и уникальности, избранности. Религиозно-мотивированный терроризм использует религию, религиозное чувство, религиозную мотивацию как уникальный инструмент сакрализации своих целей и деяний. Любые преступления легитимизируются религиозной верой, превращая фанатика-террориста из чудовищного преступника, каковым он является в действительности, в собственных глазах и в глазах единомышленников в исполнителя божественной воли, жертвующего собой во имя высокой цели, в великого «героя», в личность исключительную, в святого подвижника и мученика. В психологии такое «переворачивание» называется «рефреймингом» – «сменой рамки», позволяющей перевернуть исходные оценки ситуации на противоположные.

Формирование из потенциального террориста религиозного фанатика в настоящее время может рассматриваться как специальная технология, уже описанная в специальной литературе. Дополнительными факторами, в значительной мере облегчающими экстремистским и террористическим сообществам религиозную вербовку потенциальных участников среди молодежи, являются принципиально новые реалии социальной жизни: «виртуализация» бытия молодого человека, «психология игровой реконструкции», «идеология симулякров или симулякризация реальности». Рассматривая в данном контексте возможные основания субъективной мотивации принятия экстремистской / террористической идеологии у молодежи, можно определить ряд вероятных психологических предпосылок: потребность в «высоких смыслах», героике, романтике, вплоть до самопожертвования; поиск идентичности; потребность в принадлежности к группе «своих» и наличии лидера – вдохновителя-организатора; жажда самореализации и самоутверждения; преодоление скуки, рутинности, однообразия обыденного существования.

Исходя из объекта воздействия социальная сущность противодействия идеологии экстремизма (терроризма) должна заключаться в формировании в обществе неприятия этой идеологии, ее осуждения на основе аргументации, понятной и доступной объекту воздействия. Следует учитывать, что экстремистскую (террористическую) идеологию невозможно уничтожить физически, ибо мысль убить нельзя. Бесполезно ее запрещать законодательно, ибо запретный плод привлекает внимание людей. Эту идеологию можно лишь заменить на более привлекательную, понятную и полезную для индивида либо скомпрометировать, найдя убедительные аргументы и, главное, способ их доведения до объекта воздействия.

Стратегически подобный подход противодействия идеологии насилия выглядит приемлемым, однако в тактическом плане возникают проблемы, существенно снижающие его эффективность.

Бесспорно, что силовые методы в борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимы, но достижение конечной цели в противостоянии этому злу современного мира возможно лишь на основе постоянной системной профилактической работы. Ключевая роль в этом должна принадлежать учреждениям образования, которые призваны не только обучать, но и воспитывать личность, обладающую высокими духовно-нравственными качествами, способную противостоять идеологии экстремизма и терроризма. Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с еще не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой

В настоящее время главным направлением противодействия экстремистским тенденциям должно стать, видимо, и конструирование идеологии «позитивного патриотизма» – такого патриотизма, который предлагает молодым людям объединяться не против врагов (США, Запада, исламистов и так далее), а за какой-то внятный образ России XXI века. Эту задачу рано или поздно придется решать.

Россия переживает один из непростых исторических периодов в настоящее время. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности. Сегодня все чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности и все чаще встречающаяся идеология экстремизма и терроризма вызваны общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Широкий размах приобрела ориентация подрастающего поколения на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества, для нашего государства, так и для подрастающего поколения, молодежи.

Экстремистское поведение и терроризм носит асоциальный характер, поскольку опирает­ся на принцип «цель оправдывает средства», выражает стремление идти к цели крат­чайшим путем, отрицает права другой личности и ее самоценность. Экстремизм в пове­дении несовместим с личной культурой, культурным развитием личности. Существен­ными признаками экстремистского поведения являются безответственное отношение индивида к себе, людям, обществу, правовая и гражданская безответственность, нравст­венная вседозволенность, своеволие и пр. Наконец, оно апеллирует к эмоциям, минуя сознание, нередко имеет эпатажный, скандальный, вызывающий характер, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Недостаток социального опыта, высокая эмоцио­нальность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, за­ложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.

Подрастающее поколение особенно подвержено влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемое в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям.

Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества, школы и семьи.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Школа в состоянии внести свой весомый вклад в стабилизацию психологического состояния общества, а в конечном итоге - в борьбу с терроризмом. Оставаясь государственно-общественным институтом, школа обладает существенным пропагандистским потенциалом, распространяющимся не только на миллионы учащихся, но и на массы родителей, ближайших родственников учащихся, а также учителей.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие, осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Конечным результатом работы школы должны стать психологические новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

убеждение в своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни;

представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважение к защитникам Родины;

представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

представления о правах и обязанностях гражданина России;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

умение отвечать за свои поступки;

представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

стойкое неприятие всех видов экстремизма, в том числе политического и религиозного, порождающего террор как средство решения фундаментальных социально-экономических и политических проблем;

устойчивый психологический иммунитет граждан к воздействию экстремистов, стремящихся влиять на власть посредством устрашения населения террором.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

представления о душевной и физической красоте человека;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

элементарные представления об основных профессиях;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

бережное отношение к растениям и животным.

Таким образом, в любом типе социального поведения проявляются социальные, личностные ка­чества человека, особенности его психики, уровень культуры, мотивы, потребности, ин­тересы, ценности.

Литература:

  1. Баранов, А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи / А. В. Баранов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №2. - С. 28-29
  2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 3 - 12.
  3. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
  4. Угрозы в современном обществе и пути их преодоления. Терроризм и его проявления: учебное пособие / сост. В. Малышев. - Москва: Военные знания, 2005. - 64 с.

Коликова С. А., студент, Шуйский государственный педагогический университет

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Федеральный закон "О противодействии терроризму", статья 2.

Федеральный список экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за производство, хранение или распространение экстремистских материалов.


Проект издательства «Просвещение».
Серия «Защитим свой мир»

Обеспечение безопасности и противодействие терроризму является одной из важнейших задач государственной деятельности и входит в число восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка проблематики профилактики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма, определение путей реализации такой работы и поиск форм ее организации на уровне общего образования, когда происходит становление и развитие личности человека, в последние годы приобретает особую значимость, поскольку от того, какие ценностные установки и какие модели поведения в социальном окружении будут сформированы у подрастающего поколения россиян в период школьного обучения на разных его этапах, во многом зависит каким будет наше общество и как в нем будут строиться взаимоотношения людей в самой ближайшей перспективе.

Цель проекта: повышение уровня культуры безопасного поведения детей и подростков и формирование у них мировоззренческих установок на неприятие идеологии и практики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма.

Основной продукт проекта: Серия специальных изданий - научно-популярных брошюр, расширяющих и дополняющих информационное образовательное поле учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 3 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации») и способствующих формированию в сознании детско-юношеской аудитории мировоззрения противодействия факторам распространения идеологии ксенофобии и насилия, разоблачению ложных стереотипов об экстремизме и терроризме.

«Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?

(Защитим свой мир)

В пособии в доступной форме рассматривается явление ксенофобии, его природа, условия возникновения. Книга призвана помочь читателю не только понять суть этого явления, но и оценить поведение свое и окружающих, формируя позитивное восприятие различных социальных, национальных, этнических и конфессиональных групп. Каждый раздел сопровождается небольшими заданиями для обсуждения с друзьями, в кругу семьи, а также - для самостоятельного принятия решения. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Когда не один противостоишь злу.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

Пособие посвящено актуальной проблеме современности - противодействию терроризму - социальному явлению, которое характеризуется периодически повторяющимися террористическими актами и их негативными последствиями. Издание адресовано учащимся среднего и старшего школьного возраста. Пособие на конкретных примерах показывает лживость лозунгов террористов и обречённость их дела, содержит советы, как сформировать у себя антитеррористическое поведение, как действовать в различных ситуациях, связанными с террористическими актами (при захвате в заложники, при взрыве и пр.).

Кто покушается на твои права и свободы...
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

В пособии раскрываются понятия терроризма и экстремизма, цели терроризма, его признаки и формы. Особое внимание уделяется компьютерному, словесному и финансовому терроризму. Подробно рассматривается ваххабизм как наиболее опасная и распространенная форма религиозно-политического экстремизма. Представлен список запрещенных террористических организаций. Приводятся правила противодействия экстремизму. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Концептуальное построение, методическая система, содержание, дидактический аппарат и иллюстративный ряд брошюр направлены на:

формирование культуры безопасности учащихся и воспитание у них моральных норм поведения;

выработку убеждений в преступной сущности экстремизма и терроризма, в безнравственности, жестокости, бессмысленности и бесполезности террористической деятельности;

формирование убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия;

понимание детьми и подростками неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности на основе анализа действующей в Российской Федерации системы борьбы с терроризмом;

формирование социальных и личностных компетенций учащихся на основе анализа законодательной, нормативной и правовой базы по организации борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации;

воспитание законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;

разъяснение роли органов исполнительной власти, спецслужб и правоохранительных органов в противодействии терроризму, формирование мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;

разрушение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрацию лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их лозунгов и пропагандистских приемов;

формирование уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

При разработке материалов изданий учтены требования Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и отражены современные подходы к развитию информационно-образовательной среды учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Компетенции, формируемые на занятии: информационная (умение анализировать взаимосвязь подлинного интернационализма, веротерпимости и патриотического воспитания как основы противодействия экстремизму и терроризму); коммуникативная (умение представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать своё мнение в процессе обсуждения проблемных вопросов на основе признания разнообразия мнений; умение вести диалог; проявлять уважительное и толерантное отношение к разным этнокультурам и религиям).

Форма занятия: «круглый стол» на тему «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму».

Методические рекомендации
Форма семинарского занятия предполагает самостоятельную подготовку студентами докладов и электронных презентаций по основным вопросам семинарского занятия. В начале занятия назначаются четыре основных докладчика, а остальные студенты выступают как содокладчики, дополняющие выступления основных докладчиков. В ходе «круглого стола» приветствуются вопросы, возражения, участие в обсуждении докладов. В конце занятия подводятся итоги работы «круглого стола», формулируются основные выводы, оценивается работа всех студентов.
При подготовке и проведении семинарского занятия необходимо, помимо раскрытия основных вопросов плана семинарского занятия, выполнить задания для контроля владения компетенциями, подготовиться к защите реферата.
Каждый докладчик готовит выступление с использованием презентации.
Структура презентации
1-й слайд – название выступления, автор;
2-й слайд – актуальность темы выступления;
3-й, 4-й, 5-й слайды – основные идеи выступления;
6-й, 7-й, 8-й слайды – конкретные примеры, интересные факты;
9-й, 10-й слайды – обобщение и выводы.

Направления «круглого стола»

1. Роль семьи в духовном возрождении России.
2. Роль религии в духовно-нравственном возрождении России.
3. Терроризм и экстремизм как противоправные социально-психологические явления.
4. Причины возникновения терроризма в сфере социальных отношений, религиозной и духовной жизни.
5. Политизация ислама как одна из предпосылок возникновения терроризма.
6. Проблема антитеррористической пропаганды в СМИ.

Литература
Основная
1. Луков В.В. Международный терроризм: новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму). В помощь законодателям, студентам, военнослужащим и предпринимателям. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 328 с.
2. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения / Р.Я.Эмануилов, А.Э.Яшлавский. – М.: Наука, 2010. – 300с.

Дополнительная
1. Арбатов А.Г., Пикаев А.А., Дворкин В.З. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 11. – C. 3-16.
2. Дашаев Р.Х. Об истории современного терроризма // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – №2. – С.469-471.
3. Еляков А. Компьютерный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С.102-105.
4. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм - реальные угрозы российской государственности / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №17. – С.50-56.
5. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь мир, 2006.
6. Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. – М.: Изд-во ГУ–ВШЭ, 2008.
7. Ожиганов Э.Н.Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – №2. – С.52-57.
8. Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

Интернет-ресурсы
http://ethnonet.ru/ – «Этно-Журнал» научное издание по этнологии и антропологии.
http://eurasia.iea.ras.ru/ – «Институт этнологии и антропологии РАН».
http://journal.iea.ras.ru/ – «Этнографическое обозрение».
http://xeno.sova-center.ru/ – «Сова. Национализм и ксенофобия».
http://xmir.eu.org/ – аналитический обзор политического экстремизма в России.
www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

Задания для контроля владения компетенциями

Категории Определения
Духовность
Идентичность
Политизация ислама
Экспансия информации
Семья
Антитеррористическая пропаганда
Антиэкстремистские установки
Антитеррористические установки
2. Какое влияние оказывает нерешенность национальных и религиозных проблем на формирование экстремистских взглядов у молодёжи?
3. Проанализируйте основные факторы, влияющие на снижение духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения.
4. Какую роль оказывают религиозные конфессии, диаспоры, национально-культурные объединения на духовно-нравственное возрождение современной России?
5. В чём заключается роль семейного воспитания в формировании антиэкстремистских и антитеррористических установок в сознании подрастающего поколения?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта