Главная » Эндокринная » Экипаж ракеты. Космические корабли «Cоюз Т

Экипаж ракеты. Космические корабли «Cоюз Т

11 сентября 2013 года при возвращении космонавтов с Международной космической станции (МКС) космического корабля "Союз ТМА-08М". Часть пути космонавты "летели на ощупь". В частности, экипаж не получал параметров о своей высоте и только по докладам спасательной службы узнавал, на какой высоте находится.

27 мая 2009 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля "Союз ТМА-15". На борту корабля находились российский космонавт Роман Романенко, астронавт Европейского космического агентства Франк Де Винн и астронавт Канадского космического агентства Роберт Тирск. Во время полета внутри пилотируемого корабля "Союз ТМА-15" возникли проблемы с регулированием температуры , которые были устранены с помощью системы терморегулирования. На самочувствие экипажа инцидент не повлиял. 29 мая 2009 года корабль произвел стыковку с МКС.

14 августа 1997 года при посадке "Союза ТМ-25" с экипажем ЭО-23 (Василий Циблиев и Александр Лазуткин) преждевременно, на высоте 5.8 км, сработали двигатели мягкой посадки . По этой причине посадка СА была жесткой (скорость приземления составила 7.5 м/с), но космонавты не пострадали.

14 января 1994 года после расстыковки "Союза ТМ-17" с экипажем ЭО-14 (Василий Циблиев и Александр Серебров) во время облета комплекса "Мир" произошло нерасчетное сближение и столкновение корабля со станцией. ЧП обошлось без серьезных последствий.

20 апреля 1983 года с 1-й площадки космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз Т-8" с космонавтами Владимиром Титовым, Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым на борту. Для командира корабля Титова это была первая командировка на орбиту. Экипажу предстояло несколько месяцев проработать на борту станции "Салют-7", провести множество исследований и экспериментов. Однако космонавтов поджидала неудача. Из-за нераскрытия на корабле антенны системы сближения и стыковки "Игла" экипажу не удалось пристыковать корабль к станции, и 22 апреля "Союз Т-8" совершил посадку на Землю.

10 апреля 1979 года стартовал КК "Союз-33" с экипажем в составе Николая Рукавишникова и болгарина Георгия Иванова. При сближении со станцией отказал основной двигатель корабля. Причиной аварии стал газогенератор, питающий турбонасосный агрегат. Он взорвался повредив резервный двигатель. При выдаче (12 апреля) тормозного импульса резервный двигатель работал с недобором тяги, и импульс был выдан не полностью. Однако СА благополучно осуществил посадку, хотя и со значительным перелетом.

9 октября 1977 года был произведен запуск КК "Союз-25", пилотируемого космонавтами Владимиром Ковалёнком и Валерием Рюминым. Программа полета предусматривала стыковку с ДОС "Салют-6", которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Из-за возникшей нештатной ситуации, стыковку со станцией с первого раза выполнить не удалось. Вторая попытка тоже была неудачной. И после третьей попытки корабль, коснувшись станции и оттолкнувшись пружинными толкателями, отошел на 8-10 м и завис. Топливо в основной системе кончилось полностью, и отойти подальше с помощью двигателей было уже невозможно. Возникла вероятность столкновения корабля и станции, однако через несколько витков они разошлись на безопасное расстояние. Топливо для выдачи тормозного импульса впервые взято из резервного бака. Истинную причину неудачи стыковки установить так и не удалось. Вероятнее всего, имел место дефект стыковочного узла "Союза-25" (исправность стыковочного узла станции подтверждается последующими стыковками с КК "Союз"), но он сгорел в атмосфере.

15 октября 1976 года в ходе полета КК "Союз-23" с экипажем в составе Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского была предпринята попытка стыковки с ДОС "Салют-5". Из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением стыковка была отменена и принято решение о досрочном возвращении космонавтов на Землю. 16 октября СА корабля приводнился на поверхность озера Тенгиз, покрытую кусками льда при окружающей температуре —20 градусов по Цельсию. Соленая вода попала на контакты внешних разъемов, часть которых оставалась под напряжением. Это привело к образованию ложных цепей и прохождению команды на отстрел крышки контейнера запасной парашютной системы . Парашют вышел из отсека, намок и перевернул корабль. Выходной люк оказался в воде, и космонавты чуть не погибли. Их спасли пилоты поискового вертолета, которые в трудных метеоусловиях смогли обнаружить СА и, зацепив его тросом, волоком дотащить до берега.

5 апреля 1975 года был произведен запуск корабля "Союз" (7К-Т №39) с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту. Программой полета предусматривалась стыковка с ДОС "Салют-4" и работа на ее борту в течение 30 суток. Однако из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты корабль на орбиту не вышел. "Союз" совершил суборбитальный полет, приземлившись на горном склоне в безлюдном районе Алтая невдалеке от государственной границы с Китаем и Монголией. Утром 6 апреля 1975 года Лазарев и Макаров были эвакуированы с места посадки на вертолете.

30 июня 1971 года во время возвращения на Землю экипажа космического корабля "Союз 11" из-за преждевременного раскрытия клапана дыхательной вентиляции произошла разгерметизация спускаемого аппарата , что привело к резкому понижению давления в модуле экипажа. В результате аварии все находившиеся на борту космонавты погибли. Экипаж корабля, стартовавшего с космодрома Байконур, состоял из трех человек: командир корабля Георгий Добровольский, инженер исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков. Во время полета был установлен новый на тот момент рекорд, продолжительность нахождения экипажа в космосе составила свыше 23 суток.

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая орбитальная станция "Салют", а 23 апреля 1971 года к ней стартовал ТПК "Союз-10" с первой экспедицией в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. Эта экспедиция должна была работать на орбитальной станции "Салют" в течение 22-24 суток. ТПК "Союз-10" состыковался к орбитальной станции "Салют", но из-за повреждения стыковочного агрегата пилотируемого корабля во время стыковки, космонавты не смогли перейти на борт станции и возвратились на Землю.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1" , в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Программой полета планировалась стыковка КК "Союз-1" с КК "Союз-2" и переход из корабля в корабль через открытый космос Алексея Елисеева и Евгения Хрунова, но из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей на "Союз-1" запуск "Союз-2" был отменен. "Союз-1" совершил досрочную посадку, но на конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система и спускаемый аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области, космонавт погиб.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

», «Союз-15 », «Союз-23 », «Союз-25 », «Союз Т-8 ».

Взрыв двигателя до стыковки «Союз-33 ».

Беспилотных полётов Пилотируемых запусков

Корабли «Союз» совершили более 130 успешных пилотируемых полётов (см. список аппаратов) и стали ключевым компонентом советской и российской пилотируемых программ освоения космоса. После завершения полётов Space Shuttle в 2011 году «Союзы» остались единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию .

История создания

Под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы . Современные модификации корабля позволяют доставлять экипаж из трёх человек на околоземную орбиту . Разработчик и изготовитель корабля - РКК «Энергия» .

Корабли серии совершили более 130 успешных полётов и стали ключевым компонентом советской и российской пилотируемых программ по освоению космоса. С 2011 года, после завершения программы Спейс шаттл , стали единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    16 апреля 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о разработке ракетно-космического комплекса «Союз» для пилотируемого облёта Луны. Комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны . Сначала предполагалось, что к Луне по программе «А» должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К, 9К, 11К . В дальнейшем проект «А» был закрыт в пользу отдельных проектов облёта Луны по программе «Север», с использованием корабля «Зонд »/7К-Л1 (при помощи ракеты-носителя УР500К «Протон»), а также, высадки на Луне, с использованием комплекса Л3 в составе орбитального корабля-модуля 7К-ЛОК и посадочного корабля-модуля ЛК (при помощи ракеты-носителя «Н-1 »), с использованием транспортных устройств, впоследствии, после закрытия Лунных программ, включая программу «Л2», переконструированных в автоматические станции «Луноход ». Параллельно лунным программам на базе 7К начали делать 7К-ОК - многоцелевой трёхместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите , для проведения различных экспериментов , в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

    Испытания 7К-ОК в спешном порядке начались в 1966 году . После отказа от программы полётов на кораблях «Восход» (с уничтожением задела трёх из четырёх готовых кораблей «Восход») - конструкторы корабля «Союз» потеряли возможность отработать технические решения для своей программы. Наступил двухгодичный перерыв в пилотируемых запусках в СССР, во время которого США активно осваивали космическое пространство.

    Первые три беспилотных пуска кораблей «Союз» (7К-ОК № 2, известный как «Космос-133 »; 7К-ОК № 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию САС и взрыву ракеты в стартовом сооружении; 7К-ОК № 3 «Космос-140 ») оказались полностью либо частично неудачными, были обнаружены серьёзные ошибки в конструкции корабля. Однако, четвёртый пуск был предпринят пилотируемым («Союз-1 » с В. Комаровым), который оказался трагическим - космонавт погиб при спуске на Землю. Его гибель спасла жизни трем другим космонавтам, которые должны были на следующий день лететь на однотипном корабле («Союз-2А ») для стыковки с кораблем «Союз-1». После аварии «Союза-1» конструкция корабля была полностью переработана для возобновления пилотируемых полётов (было выполнено 6 беспилотных пусков), и в состоялась первая, в целом удачная, автоматическая стыковка двух «Союзов» («Космос-186 » и «Космос-188 »), в 1968 году были возобновлены пилотируемые полёты, в 1969 году состоялись первая стыковка двух пилотируемых кораблей и групповой полёт трёх кораблей сразу, а в 1970 году - автономный полёт рекордной длительности (17,8 суток). Первые шесть кораблей «Союз» и («Союз-9 ») были кораблями серии 7К-ОК. Также готовился к полётам вариант корабля «Союз-Контакт» для отработки систем стыковки кораблей-модулей 7К-ЛОК и ЛК лунного экспедиционного комплекса Л3. В связи с недоведением лунно-посадочной программы Л3 до стадии пилотируемых полётов, необходимость полётов Союза-Контакта отпала.

    В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА «Союз ТМА » (А - антропометрический). Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита . Последний запуск корабля данной модификации Союз ТМА-22 состоялся 14 ноября 2011 года.

    Кроме «Союз ТМА», сегодня для полётов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М» («Союз ТМАЦ») (Ц - цифровой). На нём заменили БЦВМ Аргон-16 на ЦВМ-101 (она легче на 68 кг и значительно меньше) и бортовую аналоговую систему телеметрии на более компактную цифровую систему MBITS в целях улучшения сопряжения с бортовой системой управления «МКС». Модернизация корабля предусматривает расширения возможностей корабля в автономном полёте и при аварийном спуске. Первый запуск корабля данного типа с экипажем на борту состоялся 7 октября 2010 года - Союз ТМА-М , а стыковка с «МКС» - 10 октября 2010 года . Не считая «цифровизации», данная модификация корабля является весьма незначительной по масштабу (выполнение требований NASA в части совместимости с «МКС») и уступает не только варианту проекта модернизации корабля 1990-х годов - «Союз ТММ» , но и облегченной версии этого проекта «Союз ТМС» .

    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в Королёве , а испытания и подготовка кораблей к запуску - в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур .

    Устройство

    Корабли этого семейства состоят из трёх отсеков: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО).

    Основные доработки (по компоновке, конструкции и бортовым системам спускаемого аппарата (СА) без увеличения его габаритов):

    • Установлены три вновь разработанных удлинённых кресла «Казбек-УМ» с новыми четырёхрежимными амортизаторами, которые обеспечивают регулировку амортизатора в зависимости от массы астронавта.
    • Проведена перекомпоновка оборудования в надкресельной и подкресельной зонах СА, позволяющая разместить удлинённые кресла и астронавтов с увеличенной антропометрией, и расширить зону прохода через входной люк-лаз. В частности, установлены новый уменьшенный по высоте пульт управления, новый холодильно-сушильный агрегат, система запоминания информации и другие новые или дорабатываемые системы.
    • На корпусе СА в зоне подножек правого и левого кресел организованы выштамповки глубиной около 30 мм, которые позволили разместить рослыx космонавтов и иx удлиненные кресла. Соответственно изменились силовой набоp корпуса и прокладка трубопроводов и кабелей.
    • В минимальной степени доработаны элементы корпуса СА, приборной рамы и кронштейны. Кабина экипажа по возможности была «расчищена» от выступающиx элементов - их перенесли в более удобные места, переделали блок клапанов системы подачи кислорода в скафандры.
    • Проведены доработки комплекса средств приземления:
      • заменены два (из 6-ти однорежимных) двигателя мягкой посадки (ДМП) на два новых трёхрежимных (ДМП-М);
      • для уменьшения погрешностей измерения гамма-высотомер «Кактус-1В» заменён на новый прибор «Кактус-2В».
    • отдельные системы и агрегаты.

    Союз ТМА-М

    Основные доработки :

    • В системе управления движением и навигации (СУДН) корабля новой серии установлено 5 новых приборов общей массой ~ 42 кг (вместо 6 приборов общей массой ~101 кг). При этом электропотребление СУДН снижено до 105 Вт (вместо 402 Вт);
    • В составе модифицированной СУДН используются центральная вычислительная машина (ЦВМ) с устройством сопряжения суммарной массой ~26 кг и электропотреблением 80 Вт. Производительность ЦВМ - 8 млн операций в секунду, ёмкость оперативной памяти 2048 Кб. Существенно увеличен ресурс, который составляет 35 тыс. часов. Заложен 50%-й запас вычислительных средств;
    • В системе бортовых измерений (СБИ) корабля установлено 14 новых приборов общей массой ~28 кг (вместо 30 приборов общей массой ~70 кг) при той же информативности. Введён режим обмена информацией с бортовыми вычислительными средствами (БВС);
    • Снижено электропотребление СБИ: в режиме непосредственной передачи телеметрической информации - до 85 Вт (вместо 115 Вт), в режиме записи - до 29 Вт (вместо 84 Вт) и в режиме воспроизведения - до 85 Вт (вместо 140 Вт);

    Сопутствующие доработки :

    Система обеспечения теплового режима (СОТР) :

    • обеспечено жидкостное термостатирование приборов БВС СУДН путём установки в приборном отсеке (ПО) корабля трёх термоплат;
    • доработан контур навесного радиатора СОТР для подключения термоплат термостатирования новых приборов СУДН, расположенных в ПО;
    • установлен в контур навесного радиатора СОТР электронасосный агрегат повышенной производительности;
    • заменён жидкостно-жидкостный теплообменник с целью улучшения жидкостного термостатирования корабля на стартовом комплексе в связи с введением в состав корабля новых приборов, требующих термостатирования.

    Система управления движением и навигации (СУДН) :

    • доработан блок автоматики двигателей причаливания и ориентации (БА ДПО) с целью обеспечения совместимости с новыми бортовыми вычислительными средствами;
    • доработано программное обеспечение вычислительных средств спускаемого аппарата корабля.

    Система управления бортовым комплексом (СУБК) :

    • доработаны блок обработки команд и командная матрица в целях обеспечения заданной логики управления вводимыми приборами СУДН и СБИ;
    • заменены автоматы защиты в блоках силовой коммутации для обеспечения электропитания вводимых приборов СУДН и СБИ.

    Пульт космонавтов :

    • внедрено новое программное обеспечение, учитывающее изменение командной и сигнальной информации при модернизации бортовых систем.

    Усовершенствования конструкции корабля и интерфейсов с МКС :

    • заменен магниевый сплав приборной рамы ПО на алюминиевый сплав для улучшения технологичности изготовления;
    • введены дублированные мультиплексные каналы для обмена информацией между БВС корабля и БВС Российского сегмента МКС .

    Результаты доработок :

    • заменены 36 устаревших приборов на 19 приборов новой разработки;
    • доработаны СУБК и СОТР в части обеспечения управления, электропитания и термостатирования вводимых новых приборов;
    • дополнительно усовершенствована конструкция корабля для улучшения технологичности его изготовления;
    • уменьшена на 70 кг масса конструкции корабля, что позволит проводить дальнейшее совершенствование его характеристик.

    Союз МС

    Новая модернизированная версия космического корабля «Союз ТМА-М». Обновление затронуло практически каждую систему пилотируемого космического корабля. Этап испытаний модифицированного космического корабля прошёл в 2015 году .

    Основные пункты программы модернизации космического корабля :

    На модернизированном «Союз МС» устанавливаются датчики системы ГЛОНАСС . На этапе парашютирования и после посадки спускаемого аппарата его координаты, полученные по данным ГЛОНАСС/GPS , передаются по спутниковой системе Коспас-Сарсат в ЦУП .

    Предположительно, «Союз МС» - последняя модификация «Союза». Корабль будет использоваться для пилотируемых полётов до тех пор, пока на смену ему не придёт корабль нового поколения «Федерация» .

    Военные проекты

    В начале-середине 1960-х годов создание космических кораблей СССР в рамках программ: «А»/«СЕВЕР», было подчинено двум задачам: полёт человека на Луну (как с посадкой на лунную поверхность, так и без неё) и выполнение программ Министерства обороны СССР. В частности, в рамках программы «СЕВЕР» были спроектированы инспектор космических объектов - «7К-П » («Союз-П») «Перехватчик» и его модификация - боевой ударный корабль с ракетным вооружением 7К-ППК («Союз-ППК») «Пилотируемый перехватчик».

    В 1962 г. был спроектирован инспектор космических объектов - «7К-П », который должен был решать задачи осмотра и вывода из строя космических аппаратов противника. Этот проект получил поддержку военного руководства, поскольку были известны планы США по созданию военной орбитальной станции Manned Orbiting Laboratory и маневрирующий космический перехватчик «Союз-П» был бы идеальным средством для борьбы с такими станциями.

    Первоначально предполагалось, что «Союз-П» будет обеспечивать сближение корабля с вражеским космическим объектом и выход космонавтов в открытый космос с целью обследования объекта, после чего, в зависимости от результатов осмотра, космонавты либо выведут объект из строя путём механического воздействия, либо «снимут» его с орбиты, поместив в контейнер корабля. Затем от такого технически сложного проекта отказались, так как существовало опасение, что при таком варианте космонавты могут стать жертвами мин-ловушек.

    В дальнейшем конструкторы изменили концепцию применения космического корабля. Предполагалось создать модификацию корабля - 7К-ППК («Пилотируемый перехватчик») на двух космонавтов, оснащённый восемью небольшими ракетами. Он должен был сблизиться с космическим аппаратом противника, после чего космонавты, не покидая свой корабль, должны были визуально и с помощью бортовой аппаратуры обследовать объект и принять решение об его уничтожении. Если такое решение принималось, то корабль должен был удалиться на расстояние километра от цели и расстрелять её с помощью бортовых мини-ракет.

    Однако от планов создания кораблей-перехватчиков «Союз-П/ППК» впоследствии отказались, в связи с отказом американцев от работ по собственному проекту MOL Manned Orbiting Laboratory . На основе проекта «7К-ОК» разрабатывался военный корабль «Союз-Р» («Разведчик»), а затем на его основе - «Союз-ВИ» («Военный исследователь»). Проект корабля «7К-ВИ » («Союз-ВИ») появился во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 24 августа 1965 года, предписывающего ускорить работы по созданию военных орбитальных систем. Конструкторы корабля «7К-ВИ» обещали военным создать универсальный боевой корабль, который мог осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать манёвры для сближения и уничтожения космических аппаратов врага.

    В 1967 г. Д. И. Козлов, на тот момент руководитель Куйбышевского филиала ОКБ-1, после неудачных запусков 7К-ОК (гибель космонавта В. М. Комарова, а также, аварии и неудачи в программе полётов беспилотных кораблей типа «Союз» и соответственно невозможностью ЦКБЭМ заниматься лунной и военной программами одновременно) - полностью перекомпоновал и модифицировал переданный в его КБ первоначальный проект «7К-ВИ ». Новая модель космического корабля «Звезда » выгодно отличалась от базового 7К-ОК, была воплощена в металле и подготовлена к испытательным полётам. Проект очередного варианта комплекса «Союз-ВИ» был одобрен, правительство утвердило срок испытательного полёта - конец 1968 года. На спускаемом аппарате находилась авиационная пушка Нудельмана-Рихтера НР-23 - модификация хвостового орудия реактивного бомбардировщика «Ту-22 », доработанная специально для стрельбы в вакууме. Ещё одним новшеством, примененным на «Звезде», стала энергоустановка на базе .

    Данная модификация могла стать основой для дальнейшего развития кораблей «Союз», но руководитель ОКБ-1 (ЦКБЭМ) В. П. Мишин, занявший этот пост после смерти С. П. Королева, используя весь свой авторитет и государственные связи, добился отмены всех полётов «7К-ВИ » и закрыл этот проект, пообещав создать «7К-ВИ/ОИС » путём незначительных модификаций устаревшего 7К-ОК. Позднее было принято окончательное решение, что нет смысла создавать сложную и дорогую модификацию уже существующего корабля «7К-ОК», если последний вполне способен справиться со всеми задачами, которые могут поставить перед ним военные. Другим аргументом стало то, что нельзя распылять силы и средства в ситуации, когда Советский Союз может утратить лидерство в «лунной гонке ». Кроме того, руководители ЦКБЭМ не хотели терять монополию на пилотируемые полёты в космос. В конечном итоге, все проекты военного использования пилотируемого космического корабля в Куйбышевском филиале ОКБ-1 были закрыты в пользу беспилотных систем.

    Проект 7К-Р, также, стал основой для разработки транспортной космической системы - 7К-ТК , отвергнутого Челомеем из-за своих низких транспортных возможностей для своей станции «Алмаз» и побудивший его на разработку собственного транспортного корабля - ТКС. [ ]

    Впрочем, существует и другое мнение, что Челомей изначально проектировал замкнутую систему «Алмаз» , запускаемую на УР-500 («Протон») с пилотируемым тяжёлым 20-тонным ТКС («Транспортный корабль снабжения»), стартуемым с 92-й площадки Байконура.

    Космические корабли «Cоюз Т»

    «Союз Т» — наименование серии советских трехместных космических кораблей для полетов по орбите вокруг Земли. Предназначен также для использования в качестве транспортного космического аппарата одноразового применения для обслуживания орбитальных станций типа «Салют» и для автономных полетов. «Союз Т» создан на базе опыта разработки и эксплуатации космических кораблей «Союз». Компоновка «Союз Т» такая же, как корабля «Союз». Корабль имеет аналогичный состав и функциональное назначение отдельных отсеков.

    Масса корабля (без головного обтекателя и системы аварийного спасения) 6,85 т, длина (по корпусу) 6,98 м, диаметр 2,72 м, длина спускаемого аппарата 2,14 м, диаметр спускаемого аппарата 2,2 м, диаметр орбитального отсека 2,2 м, свободный объем жилых отсеков 6,5 м3, размах панелей солнечных батарей 10,6 м. Максимальная перегрузка на участке спуска 3-4. Космический корабль «Союз Т» состоит из трех отсеков: орбитального (бытового) отсека с агрегатом стыковки, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.

    В основу системы управления движением положен принцип бесплатформенной инерциальной системы (отсутствуют гироскопы или гироплатформы) на базе бортового цифрового вычислительного комплекса. Все режимы ориентации, в т. ч. на Землю и Солнце, могут выполняться автоматически или при участии экипажа. Режимы сближения строятся на основе расчетов (с помощью бортовой ЦВМ) траекторий относительного движения и оптимальных маневров при использовании информации от радиотехнической системы сближения. Система осуществляет также автоматический контроль динамических операций и расхода топлива и может принимать решения об изменении режима работы. Управление системой производится по командной радиолинии с Земли или экипажем с использованием бортовых устройств ввода и отображения информации на дисплее. В системе предусмотрена возможность перехода к ручному управлению на любом этапе спуска.

    Сближающе-корректирующая двигательная установка с маршевым жидкостным ракетным двигателем тягой 3,1 кН (установлен в карданном подвесе) объединена с системой двигателей причаливания и ориентации и использует единые компоненты топлива из общих баков. Схема объединенной (комбинированной) двигательной установки позволяет перераспределять топливо между разными видами двигателей, что обеспечивает оптимальное использование бортовых запасов и гибкость при выполнении программы полета, особенно в нештатных ситуациях. В составе объединенной двигательной установки имеется 14 двигателей причаливания и ориентации с номинальной тягой 137 Н и 12 двигателей с номинальной тягой 24,5 Н.

    Система электропитания включает новые солнечные батареи, что сняло ограничение в части электропитания на время автономного полета корабля в зависимости от емкости химических источников тока. Комплекс системы жизнеобеспечения модернизирован (рассчитан на экипаж до 3 человек) и использует в системе обеспечения газового состава запасы газообразного кислорода и поглотители углекислого газа. Скафандры новой конструкции. В системе терморегулирования применены новые гидроагрегаты, в т. ч. новая конструкция радиатора-излучателя. Системы радиосвязи включают усовершенствованную командно- программную радиолинию и радиотелеметрическую систему. Антенны радиолинии размещены на солнечных батареях. На корабле установлена новая телевизионная система с лучшим качеством передачи изображения. Спускаемый аппарат имеет усовершенствованные парашютные системы и 6 твердотопливных двигателей мягкой посадки с увеличенной энергетикой. На атмосферном участке выведения на орбиту космический корабль закрыт обтекателем, на котором установлена более совершенная система аварийного спасения (оснащена новыми твердотопливным двигателем и автоматикой), которая обладает улучшенными характеристиками, в частности по уводу спускаемого аппарата из опасной зоны. Для повышения надежности космического корабля введено дублирование наиболее ответственных операций, в частности по разделению отсеков, отстрелу наружной части визира-ориентатора и гермоплаты спускаемого аппарата, отстрелу крышек парашютных контейнеров, отделению лобового теплозащитного экрана и т. д.

    В 1979-1983 гг. выведено на орбиту искусственного спутника Земли 9 космических кораблей серии «Союз Т». «Союз Т» — «Союз Т-4» стыковались с орбитальной станцией «Салют-6», «Союз Т-5» — «Союз Т-7» и «Союз Т-9» с орбитальной станцией «Салют-7». Корабль «Союз Т» (беспилотный) предназначался для отработки конструкции и систем в условиях длительного совместного полета со станцией. Корабль «Союз Т-2» совершил первый испытательный полет, и экипаж выполнил ручную стыковку. На кораблях «Союз Т-3» — «Союз Т-7» и «Союз Т-9» на орбитальные станции доставлялись основные экипажи и экспедиции.

    Космические корабли «Союз Т» выводятся на орбиту 3-ступенчатой ракетой-носителем «Союз».

    Космический корабль «Союз Т». Беспилотный. Отработка конструкции и бортовых систем усовершенствованного корабля в длительном полете с орбитальной станцией. Запуск — 16.12.1979 г. Стыковка с «Салют-6» — 19.12.1979 г. Коррекция орбиты станции с помощью двигательной установки космического корабля — 25.12.1979 г. Отделение от «Салют-6» — 24.03.1980 г. Спуск и посадка — 26.03.1980 г.

    Космический корабль «Союз Т-2». Первый испытательный пилотируемый полет, осуществление ручной стыковки с орбитальной станцией «Салют-6» (6-я экспедиция посещения). Экипаж: командир Ю.В.Малышев, бортинженер В.В.Аксенов. Запуск — 5.06.1980 г. Стыковка с «Салют-6» — 6.06.1980 г. Отделение от станции, спуск и посадка — 9.06.1980 г. (с тем же экипажем).

    Космический корабль «Союз Т-3». Выполнение ремонтных работ внутри станции (9-я экспедиция посещения). Экипаж: командир Л.Д.Кизим, бортинженер О.Г.Макаров, космонавт-исследователь Г.М.Стрекалов. Запуск — 27.11.1980 г. Стыковка с орбитальной станцией «Салют-6» — 28.11.1980 г. Отделение от станции, спуск и посадка — 10.12.1980 г.

    Космический корабль «Союз Т-4». Доставка на орбитальную станцию «Салют-6» и возвращение 5-й основной экспедиции. Экипаж: командир В.В.Коваленок, бортинженер В.П.Савиных. Запуск — 12.03.1981 г. Стыковка с «Салют-6» — 13.03.1981 г. Отделение, спуск и посадка — 26.05.1981 г.

    Космический корабль «Союз Т-5». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» экипажа 1-й основной экспедиции. Экипаж: командир А.Н.Березовой, бортинеженер В.В.Лебедев. Запуск — 13.05.1982 г. Стыковка с «Салют-7» — 14.05.1982 г. Отделение, спуск и посадка — 27.08.1982 г. (с экипажем 2-й экспедиции посещения на «Салют-7» в составе: Л.И.Попов, А.А.Серебров, С.Е.Савицкая).

    Космический корабль «Союз Т-6». Доставка на станцию «Салют-7» и возвращение 1-й экспедиции посещения (советско-французской). Экипаж: командир В.А.Джанибеков, бортинженер А.С.Иванченков, космонавт-исследователь, гражданин Франции Жан-Лу Кретьен. Запуск — 24.06.1982 г. Стыковка с «Салют-7» — «Союз Т-5» — 25.-6.1982г. Отделение, спуск и посадка — 2.07.1982 г.

    Космический корабль «Союз Т-7». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» экипажа 2-й экспедиции посещения. Экипаж: командир Л.И.Попов, бортинженер А.А.Серебров, космонавт-исследователь С.Е.Савицкая. Запуск — 19.08.1982 г. Стыковка с «Салют-7»-«Союз Т-5» — 20.08.1982 г. Отделение, спуск и посадка — 10.12.1982 г. (с экипажем 1-й основной экспедиции: А.Н.Березовой, В.В.Лебедев).

    Космический корабль «Союз Т-8». Экипаж: командир В.Г.Титов, бортинженер Г.М.Стрекалов, космонавт-исследователь А.А.Серебров. Позывной — «Океан». Запуск 20.04.1983 г. 21.04.1983 г. из-за отклонений в режиме сближения стыковка с орбитальной станцией «Салют-7» отменена. Спуск и посадка — 22.04.1983 г.

    Космический корабль «Союз Т-9». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» и возвращение 2-й основной экспедиции. Экипаж: командир В.А.Ляхов, бортинженер А.П.Александров. Запуск — 27.06.1983 г. Стыковка с «Салют-7» — 28.06.1983 г. Отделение, спуск и посадка — 23.11.1983 г.

    Космический корабль «Союз Т-10-1». Экипаж: командир В.Г.Титов, бортинженер Г.М.Стрекалов. 26.09.1983 г. из-за пожара на ракете, находящейся на стартовом столе, сработала система аварийного спасения космического корабля, через 5 минут 30 секунд полета по баллистической траектории спускаемый аппарат с экипажем осуществил посадку.

    Космический корабль «Союз Т-10». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» экипажа 3-й основной экспедиции. Экипаж: командир Л.Д.Кизим, бортинженер В.А.Соловьев, космонавт-исследователь О.Ю.Атьков. Запуск — 8.02.1984 г. Стыковка с «Салют-7» — 9.02.1984 г. Отделение, спуск и посадка — 11.04.1984 г. (с экипажем 3-й экспедиции посещения в составе: Ю.В.Малышев, Г.М.Стрекалов, Р.Шарма).

    Космический корабль «Союз Т-11». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» экипажа 3-й экспедиции посещения (советско-индийской). Экипаж: командир Ю.В.Малышев, бортинженер Г.М.Стрекалов, космонавт-исследователь, гражданин Индии Р.Шарма. Запуск — 3.04.1984 г. Стыковка с «Салют-7»-«Союз Т-10» — 4.04.1984 г. Отделение, спуск и посадка — 2.10.1984 г. (с экипажем 3-й основной экспедиции в составе: Л.Д.Кизим, В.А.Соловьев, О.Ю.Атьков).

    Космический корабль «Союз Т-12». Доставка и возвращение на орбитальную станцию «Салют-7» 4-й экспедиции посещения. Экипаж: командир В.А.Джанибеков, бортинженер С.Е.Савицкая, космонавт-исследователь И.П.Волк. Запуск — 17.07.1984 г. Стыковка с «Салют-7»-«Союз Т-11» — 18.07.1984 г. Отделение, спуск и посадка — 29.07.1984 г.

    Космический корабль «Союз Т-13». Осуществление сближения и стыковки с некооперируемой станцией «Салют-7», ремонтные работы с целью восстановления работоспособности станции. Доставка 4-й основной экспедиции. Экипаж: командир В.А.Джанибеков, бортинженер В.П.Савиных. Запуск — 6.06.1985 г. Стыковка с некооперируемой станцией «Салют-7» (ручная) — 8.06.1985 г. Отделение от комплекса — 25.06.1985 г. Спуск и посадка — 26.06.1985 г. (с экипажем в составе: В.А.Джанибеков, Г.М.Гречко).

    Космический корабль «Союз Т-14». Доставка на орбитальную станцию «Салют-7» экипажа для частичной замены в 4-й основной экспедиции. Экипаж: командир В.В.Васютин, бортинженер Г.М.Гречко, космонавт-исследователь А.А.Волков. Запуск 17.09.1985 г. Стыковка с комплексом «Салют-7»-«Союз Т-13» — 18.09.1985 г. Отделение, спуск и посадка 21.11.1985 г.(с экипажем: В.В.Васютин, В.П.Савиных).

    Космический корабль «Союз Т-15». Доставка на орбитальный комплекс «Мир» 1-й ос новной экспедиции с посещением орбитальной станции «Салют-7» (5-я экспедиция посещения). Экипаж: командир Л.Д.Кизим, б ортинженер В.А.Соловьев. Запуск — 13.03.1986 г. Стыковка с «Мир» — 15.03.1986 г. Отделение от станции «Мир»(перелет на станцию «Салют-7») — 5.05.1986 г. Стыковка с «Салют-7» — 6.05.1986 г. Отделение от «Салют-7» (перелет на станцию «Мир») — 25.06.1986 г. Стыковка с «Мир» — 26.06.1986 г. Отделение от станции «Мир», спуск и посадка — 16.07.1986 г.

    Корабли серии "Союз", которым почти полвека назад сулили лунное будущее, так и не покинули околоземную орбиту, зато завоевали себе репутацию самого надежного пассажирского космического транспорта. Посмотрим же на них взглядом командира корабля.

    1. Стыковочный агрегат.
    2. Спускаемый аппарат.
    3. Переходный отсек.
    4. Приборный отсек.
    5. Агрегатный отсек.
    6. Бытовой отсек.
    7. Посадочный люк.
    8. Оптический визир пилота.

    Космический корабль "Союз-ТМА" состоит из приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека (БО), причем СА занимает центральную часть корабля. Подобно тому как в авиалайнере во время взлета и набора высоты нам предписывают пристегнуть ремни и не покидать кресел, космонавты также обязаны на этапе выведения корабля на орбиту и маневра находиться в своих креслах, быть пристегнутыми и не снимать скафандров. После окончания маневра экипажу, состоящему из командира корабля, бортинжене-ра-1 и бортинженера-2, разрешается снять скафандры и переместиться в бытовой отсек, где можно поесть и сходить в туалет. Полет к МКС занимает около двух суток, возврат на Землю - 3-5 часов.

    Управление "Союз-ТМА"

    1. Интегрированный пульт управления (ИнПУ). Всего на борту спускаемого аппарата два ИнПУ - один у командира корабля, второй у сидящего слева бортинженера-1.
    2. Цифровая клавиатура для введения кодов (для навигации по дисплею ИнПУ).
    3. Блок управления маркером (применяется для навигации по дисплею ИнПУ).
    4. Блок электролюминесцентной индикации текущего состояния систем (ТС).
    5. РПВ-1 и РПВ-2-ручные поворотные вентили. Они отвечают за наполнение магистралей кислородом из шаробаллонов, один из которых расположен в приборно-агрегатном отсеке.
    6. Электропневмоклапан подачи кислорода при посадке.
    7. Визир специальный космонавта (ВСК). Во время стыковки командир корабля смотрит на стыковочный узел и наблюдает за стыковкой корабля. Для передачи изображения применяется система зеркал, примерно такая же, как в перископе на подводной лодке.
    8. Ручка управления движением (РУД). С ее помощью командир корабля управляет двигателями для придания "Союзу-ТМА" линейного (положительного или отрицательного) ускорения.
    9. Ручкой управления ориентацией (РУО) командир корабля задает вращение "Союза-ТМА" вокруг центра масс.
    10. Холодильно-сушильный агрегат (ХСА) выводит из корабля тепло и влагу, неизбежно накапливающиеся в воздухе ввиду присутствия на борту людей.
    11. Тумблеры включения вентиляции скафандров при посадке.
    12. Вольтметр.
    13. Блок предохранителей.
    14. Кнопка запуска консервации корабля после стыковки. Ресурс "Союза-ТМА" всего четверо суток, поэтому его надо беречь. После стыковки электропитание и вентиляция поставляются уже самой орбитальной станцией.

    Система отображения информации (СОИ) в корабле "Союз-ТМА" носит название "Нептун-МЭ". В настоящее время существует более новая версия СОИ для так называемых цифровых "Союзов" - кораблей типа "Союз-ТМА-М". Однако изменения затронули в основном электронную начинку системы - в частности, аналоговая система телеметрии заменена на цифровую. В основном же преемственность "интерфейса" сохранена. Применяемая в "Союзе-ТМА" система отображения информации (СОИ) "Неп-тун-МЭ" относится к пятому поколению СОИ для кораблей серии "Союз".

    Как известно, модификация "Союз-ТМА" создавалась специально под полеты к Международной космической станции, что предполагало участие астронавтов NASA с их более объемными скафандрами. Чтобы астронавты смогли пробираться через люк, соединяющий бытовой блок со спускаемым аппаратом, потребовалось уменьшить глубину и высоту пульта, естетвенно, при сохранении его полной функциональности. Проблема также состояла в том, что ряд приборных узлов, использовавшихся в предыдущих версиях СОИ, уже не мог быть произведен из-за дезинтеграции бывшей советской экономики и прекращения некоторых производств. Поэтому всю СОИ пришлось принципиально переработать. Центральным элементом СОИ корабля стал интегрированный пульт управления, аппаратно совместимый с компьютером типа IBM PC.

    В процессе полета корабль выполняет следующие задачи:

    1. Доставка на станцию экипажа экспедиции посещения численностью до трех человек и небольших сопутствующих грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т.п.);
    2. Постоянное дежурство корабля на станции в период ее пилотируемого полета в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т.п. (функция корабля-спасателя);
    3. Плановый спуск экипажа экспедиции посещения на Землю; состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться на станции;
    4. Возвращение на Землю, одновременно с экипажем, полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции на станции, личных вещей и др.);
    5. Удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта