Главная » Выделительная » Агенты социологии. Агенты социализации и их влияние на формирование личности

Агенты социологии. Агенты социализации и их влияние на формирование личности

Процесс социализации личности имеет значение не только для индивида, но и для общества. В обществе социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения уже требует социализации с помощью других людей. Социализация взрослого населения также должна быть управляемой, ей кто-то должен руководить с определенными целями. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации - конкретные субъекты, ответственные за освоение людьми содержания культуры общества, его задач и целей развития, за приобретение ими социальных статусов и ролей. Физическими субъектами социализации выступают конкретные люди, занимающиеся обучением и восстановлением индивидов, привлечением их в воспроизводство и потребление культуры общества. Институты социализации - это учреждения, которые воздействуют на процесс социализации индивидов, направляют его. Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации - родители, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. В совокупности это другие люди, влияющие и воздействующие на обучение и воспитание детей. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное, ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле говорят о малой группе как первичной. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Она стоит «на первом месте» по степени значимости. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, политических партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех субъектов социализации, кто состоит «во втором эшелоне» влияния, оказывает менее активное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они не так продолжительны, а их воздействие колеблется в очень широких пределах - от формального до сущностного в социализации индивида. Вторичными группами социализации являются общественные организации, государственные учреждения. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. В зрелом возрасте они влияют на человека особенно сильно. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Ho если он всего лишь выполняет свою функциональную должность и обязанности, то явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют, как правило, множество функций (например: отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в главной позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они могут многое прощать из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение норм и правил поведения и общения, появления поспешности, необдуманности, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, иногда первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым. У ровесников он усваивает позицию, как быть ребенком: уметь играть, чувствовать, переживать, выражать себя понятно, дружить, быть справедливым. Ho в процессе общения детей-сверстников часто утверждаются и негативные признаки, возникает антисоциализация: оппозиция и огульная критика взрослых, грубость, драчливость, обман, воровство и т.п. Общение сверстников-детей требует постоянного контроля со стороны взрослых. Малая группа ровесников выполняет важную социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости и самостоятельности, от детства к взрослости, но она не всегда способствует формированию обдуманности и взвешенности поступков и действий, ответственности и долга. Функции агентов первичной социализации часто взаимозаменяемы, а вторичной очень редко. Объясняется это тем, первые универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, или родители становятся как бы ровесниками детей. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников. Деятельность агентов вторичной социализации, как правило, специализирована: судья не может заменить бригадира или учителя по профессиональному воздействию на индивида. Ho они могут заменять друг друга в общем обучении и воспитании человека, в формировании его общезначимых качеств и форм активности. Первичная социализация воспроизводит приписываемые, в основном социальные статусы и роли. Вторичная социализация формирует достигаемые статусы и роли. Тем не менее первичная и вторичная социализация личности тесно взаимосвязаны. Основные понятия Агенты социализации, институты социализации, первичная социализация личности, вторичная социализация личности. 6.2.

Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.

Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация , т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

  • изоляция от внешнего мира:
  • постоянное общение с одними и теми же людьми;
  • утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания;
  • отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Уровни и агенты социализации

Социализация как процесс самоидентификации продолжается практически в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации считается детство, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям (смена социального статуса, места жительства, работы, круга общения и т.д.), привыкать к новым социальным ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие новой должности и т.п.).

В связи с этим в выделяют два динамичных уровня социализации:

  • первичную, происходящую в сфере межличностных отношений в малых группах, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, происходящую на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Агенты социализации , находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека. Например, по отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги, друзья и проч. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида. При этом у индивидов разных возрастов социализация носит двунаправленный характер. Не только старшее поколение передает молодым нормы и ценности, но и молодежь, легко приспосабливаясь к изменившимся социальным условиям, учит старших.

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Первичные агенты социализации

Первичными агентами социализации выступает ближайшее окружение индивида — родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных групп, спорт, а в современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ, в том числе Интернет и т.д. Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию: облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими, т.е. тому, чему родителям трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.

Семья — важнейший агент социализации , так как составляет первое и самое близкое социальное окружение ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации.

Одновременно семья — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем.

Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Спорт как агент социализации оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности. По мнению исследователей, спорту следует уделять большее внимание в контексте его социализирующей функции. Причин, по которым дети недостаточно уделяют внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Известно, что спорт придает жизни человека здоровый режим, заряжает его энергией и требует от занимающегося спортом ограничения в негативных стилевых привычках (употребление спиртного, табакокурение и др.). Короче говоря, спорт дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности. Процесс социализации через спорт отличается от процесса социализации в семье, школе, формируя позитивную направленность на поддержание, закрепление и трансляцию определенных социальных ценностей и установок, формирующих жизненно важную для современной молодежи культуру самосохранительного поведения.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние: виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления различного рода внутренних и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Особого внимания заслуживает такая проблема влияния на социализацию личности, как распространение в глобальных сетях игр с элементами насилия. В частности, известны случаи, когда подростки под влиянием этих жестоких сетевых игр расстреливали своих одноклассников. Таким образом, функционирующая в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к базовым агентам социализации, в первую очередь семье.

Вторичные агенты социализации

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя их воздействие сохраняется всю жизнь, то агенты вторичной социализации (их называют также институтами социализации) преобладают во второй половине жизни человека и выполняют, как правило, одну-две социальные функции (например, у СМИ это — информация и идеологическая обработка).

Среди агентов вторичной социализации особая роль принадлежит средствам массовой информации, в первую очередь телевидению. Их влияние на все группы населения огромно: под влиянием СМИ за короткое время может произойти настоящий переворот в массовом сознании, рухнуть системы ценностей и идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями в это сознание. Кинофильмы и особенно телесериалы формируют у индивидов стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении, — сцены «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также сцены насилия, которыми изобилует современное телевидение. При всем этом огромна позитивная воспитательная роль средств массовой информации, выходящих за рамки . Благодаря именно современным СМИ в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, т.е. наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

Социализация на работе — это преимущественно вторичная социализация, затрагивающая взрослых, уже сформировавшихся людей. Это обусловливает трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. В связи с этим французский социолог Э. Шайн выделяет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

  • протест — отказ от всех ценностей и норм;
  • творческий индивидуализм — принятие только основных ценностей и норм;
  • конформизм — безоговорочное принятие всех ценностей и норм, подавляющее творческий потенциал.

Аннотация: Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Она возникает после заключения брака - санкционированного государством союза между мужчиной и женщиной. Брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми. Поддержку ребенка на протяжении всего детства и отрочества в цивилизованном обществе осуществляют семья, школа, государство и церковь. Такая поддержка получила название социализации, которая подразделяется на два вида - первичную и вторичную, соответственно и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

4.1. Возникновение института родительства

У института родительства долгая история. Его корни уходят в животное прошлое человека. Уже у высших животных формируется особое явление - материнство, но только инстинктивное. У человека материнство из инстинктивного становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен - отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество.

У высших животных материнство возникло под давлением двух факторов - сокращения численности потомства и усложнения внутреннего строения организма.

Низшие животные выживают за счет быстрого размножения. Им не надо заботиться о потомстве. У высших животных счет потомству идет на единицы, и о каждом надо заботиться. Забота о своих детях - исходная клеточка возникновения вначале инстинкта, а позже - в сообществе людей - еще и института материнства.

Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение . Сходная картина наблюдается и у людей.

Горилла рождает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. У людей ныне наследник рождается еще реже, а то и вовсе его не бывает. Разумеется, если речь идет об индустриально развитых странах. В странах третьего мира, где народ намного беднее, а институты материнства отсутствуют либо развиты слабо, инстинкт материнства приносит гораздо большие плоды - здесь рождаемость выше, чем в странах обитания так называемого золотого миллиарда.

Таким образом, природа эволюционирует от: 1) полного отсутствия материнства как заботы о детях у низших животных к 2) появлению инстинкта материнства у высших животных до 3) максимального развития инстинкта материнства у человека и возникновения наряду с ним института материнства - совокупности учреждений и культурных практик, помогающих матери вырастить потомство и позаботиться о его дальнейшей судьбе.

Чем беднее живут люди и чем ниже экономическая ступенька, на которой стоит общество, тем больше рождается детей и слабее за ними уход: родители трудятся, а детей воспитывают улица и сверстники. Чем богаче население и более развита страна, тем меньше рождается детей и тщательнее за ними уход: гувернеры, престижные школы, частные пансионаты.

В России юные матери, вступившие в случайные половые связи, нередко отказываются от детей, боясь, что они помешают их карьере или наилучшему устройству в жизни. Частые дети в бедных странах и слоях общества превращаются в обузу. Редкие дети в богатых странах и слоях общества становятся желанным и любимым потомством, с которым связывают будущее всего рода и которому завещают немалые богатства.

В процессе эволюции, как отмечают антропологи, рода Homo происходит увеличение общей продолжительности жизни и значительное удлинение периодов детства и юности. Продолжительное детство и связанная с этим беспомощность младенцев делали матерей более зависимыми от других членов группы. До недавнего времени считалось, что единственным выходом из этой ситуации было активное привлечение мужчин (отцов) к заботе о потомстве.

Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!

Джордж Бернард Шоу

Став осознанной потребностью, именно у людей материнство получает наивысшее развитие. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление - родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт .

Появление биологического материнства и техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явились укрепление скелета и увеличение мозга.

Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства - самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания , необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

Ученые давно заметили, что родительские стратегии присущи многим видам животных, и они вполне совпадают с нашими. Так, мелкие обезьянки игрунки из лесов бассейна Амазонки полагаются на помощь теток и бабушек, которые нянчатся с малышами, пока мамы добывают пропитание. А у бразильских обезьянок тити папы и мамы водятся с детьми и ищут еду по очереди - совсем как во многих человеческих семьях с двумя работающими родителями. Самка дикого бабуина с кенийских равнин трудится не покладая рук, обихаживая и воспитывая потомство. Причем многие млекопитающие вскармливают детенышей молоком значительно дольше, чем это требуется, потому что лактация отодвигает овуляцию и возможное зачатие. Так животные решают проблемы планирования семьи и выбирают удачный момент для беременности и родов - когда корма будут в изобилии и растить детенышей будет легче. Разве не так поступают многие молодые семьи, которые сознательно отказываются от детей, пока не станут на ноги материально?

Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось ему от природы: какие травы и плоды можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку - их никто не обучал разбираться в травах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов, и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное - расширялось. Оно потребовало особого периода - детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большее количество знаний приходилось передавать потомкам в процессе их обучения, тем большее время для этого требовалось.

Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи . Появление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в точном смысле слова. Ее нижняя граница - возникновение института отцовства и на его основе - формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов .

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда , так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства . Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Таким образом, в ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

4.2. Типы и агенты социализации

Социализация - процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления вплоть до совершеннолетия. В том и другом случае содержанием этого процесса выступает усвоение культурных норм общества и освоение социальных ролей, которые положено выполнять любому человеку как члену общества.

Любопытные факты

Японцы гордятся тем, что число внебрачных детей равно 1,1% от общего числа новорожденных. Уровень разводов превышает показатели предыдущих лет (менее 25%). Те же пары, у которых есть дети, редко решаются на развод, так что число родителей-одиночек почти не изменилось за последние 30 лет.

Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально зрелой личности. В зависимости от того, какие роли существуют в данной семье и какова ее структура (нуклеарная, многопоколенная, расширенная), надо выделять несколько типов социализации.

Супружеская социализация означает подготовку брачной пары к совместной жизни, распределение семейных обязанностей, исполнение роли мужа и жены, установление норм совместной жизни и их исполнение . Супружеская социализация является однопоколенной и разнополой, она продолжается на протяжении всего периода сохранения брака и представляет собой цепочку взаимных влияний, обучений, поучений, контроля за исполнением, а также совокупности санкций, которые супруги применяют по отношению друг к другу.

Внутри семьи супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщины и материнства; по мере того как женщины все более погружались в заботы семьи, мужчины занимались ею все меньше. Первая обязанность отца - обеспечить семью материально. Его эмоциональный вклад редко считается столь же важным, как мужская работа в доме или зарабатывание денег.

Другой тип социализации называется родительско-детской . Ее содержанием выступает передача культурных ценностей от одного поколения к другому, приучение к дисциплине и послушанию, обучение элементарным навыкам повседневной жизни и личной гигиены, усвоение культурных норм межличностного обращения с чужими и своими (родственниками, друзьями) людьми, освоение социальных ролей, принятых в большом обществе (например, роли покупателя или ученика), овладение основами профессионального мастерства.

Письмо в редакцию

"Никогда не думала, что у меня будут какие-либо проблемы с детьми, так как считаю себя современным родителем, способным понять и принять подростков. Мне 33 года, дочери - 12 лет. В семье есть еще младший брат 6 лет и мой муж (отец дочери) 37 лет. В наших взаимоотношениях существуют следующие проблемы, обсудить которые (или услышать ответы на которые) очень хотелось бы:

  1. ревность к младшему брату, доходящая порой до открытой агрессии;
  2. ревность ко мне, выражающаяся в зависти к одежде, к покупкам, к моему поведению: "Ты у нас всегда хорошенькая (с ехидством)";
  3. нежелание участвовать в общих хозяйственных делах семьи - "Я вам что, служанка?";
  4. незаинтересованность ни в чем (отсутствие увлечений, кроме болтовни по телефону);
  5. отрицание всего на свете;
  6. откровенное хамство и грубость.

С последним пунктом мы с мужем справиться не в силах, и я очень боюсь, что дело дойдет до рукоприкладства. Кроме того, я чувствую, что моя любовь к дочери куда-то исчезает, как только она начинает грубить мне. А это происходит, к сожалению, как только я переступаю порог дома с работы... Очень хочется наладить взаимоотношения в семье и чувствовать, что после работы хочется вернуться домой..."

Наверное, похожие проблемы возникают и у других наших читателей, поэтому затронутые вопросы и ответы на них будут интересны многим. Если кто-то может помочь этой нашей читательнице (возможно, вы в своей семье научились решать такие проблемы или избегать их), пишите в форум на сайте или по e-mail (эти письма будут переправлены автору письма). Надеюсь, что и эта рассылка сможет хоть немного помочь ей.

Агенты первичной социализации выполняют множество функций, к примеру, отец - это опекун, администратор , воспитатель, учитель, друг. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и накопили жизненный опыт , они должны передать его тем, кто не имеет этого опыта. Они передают детям не только сумму решений проблем как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.

Если родители неэффективно выполняют роль первичного агента социализации, их роль берут на себя другие агенты той же самой первичной социализации, в частности родственники или ровесники.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат, например, тому, как быть лидером или добиться господства над другими, используя силу, хитрость, обман.

Социализирующие функции родителей и ровесников взаимозаменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Продолжительность родительско-детской социализации самая большая - с момента рождения первого ребенка до момента смерти последнего родителя. Для родителей дети всегда остаются детьми, даже если им по 40-50 лет. Первые влияют на вторых, начиная с первых шагов вторых и заканчивая их брачным выбором. Социологи отмечают, что степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторону гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то вероятность того, что дети поступят так, как делали и как хотят их родители, выше, чем в случае, когда их отношения негативны.

Существует достаточно устойчивая взаимосвязь между тем, в какой семье воспитывался человек, и его собственной семейной жизнью. У каждого из супругов имеется опыт жизни в родительских семьях. На основе этих представлений они пытаются построить отношения в собственных семьях. Если эти сценарии совпадают, то количество семейных конфликтов минимально. Если в родительской семье доминировала сильная и энергичная мать, которая к тому же уделяла дочери максимум тепла и заботы, пусть и в строгой форме, то у девочки на ее примере формируется материнская позиция по отношению к своей семье. Она стремится стать опекуном, защитником, заботливой мамой и даже командиром, который все знает лучше других, который готов не только помочь, но и приструнить.

Отцы - плохие родители?!

Исследователи в США обнаружили, что у детей, проживающих только с отцом, сумма медицинской страховки была значительно меньше, чем у детей из полных семей или с одной матерью. Такие данные озадачили исследователей, так как считается, что матери-одиночки - наиболее незащищенный социально-экономический контингент.

Это откровенно удивляет, так как в среднем прибыль женщины, самостоятельно воспитывающей ребенка, составляет $22 000, а это на $10 000 меньше, чем у одиноких отцов. Некоторые специалисты объясняют это тем, что необеспеченные отцы-одиночки либо не знают о программах социальной защиты, либо не хотят просить о помощи. А может быть, такие программы не направлены на одиноких отцов?

После образования собственной семьи социализация со стороны родителей заметно снижается, на смену ей приходят: а) супружеская социализация в семье взрослых детей и б) обратная исходной родительско-детской социализация, которую можно назвать детско-родительской . Нынешнее молодое поколение обучает "своих стариков" не только азам компьютерной техники, веяниям моды, приобщает их к техническим благам современной цивилизации, но и корректирует, контролирует и формирует их социальные отношения с обществом. Максимума детско-родительская социализация достигает в тот период, когда состарившиеся родители становятся беспомощными и требуют опеки со стороны детей. Тогда покровительственный тон отношений взрослых детей по отношению к очень пожилым или уже старым родителям нередко превращается в настоящий авторитаризм и деспотизм. Дети как бы возвращают себе потерянное когда-то. Теперь они выполняют функцию родителей, а те, беспомощные, превращаются в послушных детей. Социологи отмечают такую особенность: в семьях с демократическим стилем родительско-детских отношений наблюдаются столь же демократичные детско-родительские модели социализации. И наоборот. Причем демократизм в межпоколенческих отношениях социализации чаще присущ среднему классу, а авторитарный - рабочему классу.

Обследование 272 девяти-, десяти- и одиннадцатилетних мальчиков и девочек, посещавших школу в крупном городе на юго-востоке США, обнаружило различное влияние родителей и ровесников (табл. 3).

Таблица 3. Соотношение влияния родителей и сверстников на подростков (%)
Вопросы Лучший друг Сверстники Родители
  1. Выбор одежды для посещения школы
72,2 25,9 1,9
  1. Какую одежду покупать
75,3 14,4 10,3
  1. Когда возвращаться домой
95,9 3 1,1
  1. Посещать ли вечеринку
85,3 8,5 6,2
  1. Предпочтения в еде
93,4 5,1 1,5
  1. Как тратить деньги
69,4 14 16,6
  1. Как проводить свободное время
54,2 29,2 16,6
  1. Какие телепередачи смотреть
49,2 29,5 21,4
  1. Выбор музыки
30 44,4 25,6
  1. Выбор материала для чтения
33,5 38,9 27,6
  1. Манера речи
70,9 14 15,1
  1. Нормы поведения
83 13,7 3,3
  1. Посещение церкви
92,4 4,4 3,2
  1. Мнения о людях
70,6 26,8 2,6
  1. Спортивные предпочтения
46 31,6 22,4
  1. Советы по личным проблемам
70,6 7,3 22,1
  1. Прическа
54 44,5 1,5
  1. Выбор клубов
57 27,6 15,4

Как видно из таблицы, родительское воздействие было минимальным только по четырем вопросам: выбор телепередач для просмотра (8), выбор музыки (9), выбор материала для чтения (10) и спортивные предпочтения (15). В этом возрасте родители в большой степени определяли даже выбор одежды и еды. Девочки в возрасте от 12 до 15 лет гораздо сильнее ориентируются на родителей, чем на ровесников. Однако с годами влияние сверстников возрастает, а родителей - уменьшается.

В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает с кризисами и конфликтами. В этот период начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

У юношей возникает больше разногласий с родителями, чем у девушек. Однако если девушки в чем-то не согласны с родителями, как правило, это выявляется в более раннем возрасте.

Подростки младшего возраста чаще разделяли взгляды своих родителей. Мальчики более независимы во взглядах от родителей, чем девочки. Исследования показывают, что даже в вопросах о свободе сексуальных отношений, где молодежь более независима, подростки часто соглашаются с мнением своих родителей, если между ними имело место хотя бы умеренное количество бесед на темы пола.

Конфликты между поколениями обычно возникали по повседневным бытовым вопросам: шум, аккуратность, пунктуальность и проживание под одной крышей, а не из-за важных ценностей, таких как честность, настойчивость, упорство и забота об окружающих.

Выяснилось, что чем меньшую эмоциональную поддержку подросток получает от родителей, тем более он восприимчив к влиянию сверстников, обладающих преступными наклонностями, и наоборот. Юноши и девушки, любящие и ценящие своих родителей, испытывают меньшую потребность подстраиваться под требования сверстников, поэтому, когда им приходится принимать какие-то решения, они ориентируются в первую очередь на мнение своих родителей.

Наконец, третий тип социализации между братьями и сестрами - социализация сиблингов - является однопоколенной и одно/разнополой. Ее специфика выражается в том, что братья и сестры выступают в процессе обучения, воспитания, общения и социализации не только как группа родственников, но также как группа ровесников или, точнее сказать, квазировесников, поскольку они способны воспроизводить в семейном взаимодействии между собой те структуры и типы отношений, которые существуют в группе дворовых подростков, школьных товарищей, университетских коллег. Братья и сестры - не только защитники и опекуны друг по отношению к другу, но также бескомпромиссные критики и объективные оценщики. Конкурируя между собой за родительские ласки и любовь, они, если их несколько, помогают каждому избавиться от пережитков эгоизма, не быть избалованным ребенком и лучше подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.

Таким образом, в семье можно выделить три типа агентов социализации: супругов ( по отношению друг к другу), родителей ( по отношению к своим детям) и сиблингов (отношения между братьями и сестрами).

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, аген­ты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваи­вает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей это­го процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей сте­пени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относят­ся люди и социальные институты.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализа­ции и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья се­мьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группи­ровок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, ной важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как прави­ло, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье гово­рят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родствен­ников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой полови­не жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторич­ная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрос­левший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в со­знательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажет­ся среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выпол­няет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социа­лизации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторич­ной - одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему со­циализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ро­весники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают ро­дители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и соци­альных норм, бесцеремонность и т.д.

Группа ровесников - важнейший агент социализации. Это начинает ощу­щаться, когда ребенок 5 лет вынужден все время играть с детьми 10-12 лет либо с родителями и бабушками. Малодетность российских семей - это не только демографический, но и социализационный кризис. Особенно ровес­ников не хватает в старых городских кварталах.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализа­ции только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как

быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ро­весников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функ­цию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

У американских юношей товарищем по играм и учителем все чаще вы­ступает компьютер. Несомненно, скоро так же будет и у нас. Создается по­коление людей, воспитанных машинами, а не человеком.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторич­ной - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специ­ализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ро­весников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социали­зации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригади­ра или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговремен­ные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внеш­ность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги зато, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями, а вторичную - те, кто связан формально-деловы­ми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет довери­тельно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вто­ричной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в

роли вторичного социализатора. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, «первичная социализация не может происходить без эмоционально заря­ женной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная соци­ализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно про­текать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. Грубо говоря, необходимо лю­бить свою мать, но не учителя. Социализация в более взрослой жизни обыч­но начинается для того, чтобы справиться с эмоциональными воспоминани­ями детства, с целью радикальной трансформации субъективной реальнос­ти индивида» 1 .

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, ко-

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С. 230.

Наиболее важные агенты первичной социализации

Агенты вторичной социализации 108

торые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.

Целью первичной специализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в дове­рии, послушании, желании делать им приятное и доброе.

Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее действие оказывает бли­зость матери и отца во время сна и бодрствования (прогулок, игр, развле­чений, кормления). Телесные ограничения - формы физического сдержи­вания ребенка, включают пеленание, содержание его в манеже, одевание и т.п. Сюда же можно отнести технику ношения детей (на груди, за спиной,

в плетеных корзинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех, кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они прово­дят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.

Важнейшим актом первичной со­циализации выступает кормление грудью. Грудное вскармливание - это тонкие эмоциональные отношения между матерью и ребенком, такого же уровня, как ласковый жест или поцелуй. Оно помогает успешному проте­канию социализации в раннем возрасте. Кормление грудью - интимная сфера жизни каждой семьи, оберегаемая и почитаемая представителями сильного пола. Люди возвели этот акт первичной социализации до уровня высокой культуры и религиозного почитания, достаточно вспомнить кор­мящую мадонну. Известно, что в северных странах женщины часто кормят детей грудью очень долго, до года или до двух. Эти дети хорошо развивают­ся, и эти женщины прекрасно себя чувствуют.

Агенты и лидеры социализации - те люди, которые призывают к измене­нию ценностей или поведения, подают образцы высоконравственного или безнравственного поведения и т.п. Гитлер, Махатма Ганди, Сталин - лиде­ры и агенты социализации. Нищенствующие монахи и юродивые - лиде­ры и герои социализации. Вообще харизматическая личность - типичный социализатор, как и другие авторитетные личности; ею может стать также дворовый парень, тренер по карате, телегерой, поп-звезда, школьный учи­тель.

Агенты прямого действия - субъекты социализации, находящиеся в непо­средственном личном и длительном контакте с объектом социализации. К ним относятся родители, родственники, учителя и друзья. Они оказыва­ют социализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенчес­ком уровне. Самое главное - они влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, личному примеру.

Агенты непрямого действия - субъекты социализации, не находящиеся в непосредственном личном и длительном контакте с объектом социализа­ции. К ним относятся звезды эстрады, у которых есть свои поклонники и

фанаты, культурные герои, исторические и политические деятели, извест­ные журналисты, своим мнением оказывающие влияние на общественное мнение, литературные персонажи, теле- и киногерои. Они оказывают со­циализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенческом уровне. Самое главное - они не влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, жизненному примеру, повседневным действиям, поскольку не находятся в непосредственном контакте с объектом социализации. Такое влияние можно назвать дистанционным.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент пер­вичной социализации. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспиты­вают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угро­зой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опе­ка и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрос­лых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, раз­вивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, за­ботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социа­лизации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению сто­лярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и боль­ше.

Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасполо­женность, то у отца она появляется со временем - в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец, как агент социа­лизации, выполнял следующие роли: кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи, дисциплинатора, компаньона, «властной фигуры» -

персонификатора власти, воспитате­ля, эталона поведения.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты пер­вичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добыт­чика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учи­теля, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиро­дителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Все институты, так или иначе причастные к социализации, можно клас­сифицировать как общие и специализированные. К общим следует отно­сить семью, детсад, школу, вуз, армию, производство, государство, а к спе­циализированным - такие учреждения и институции, которые созданы на­меренно с целью оказания услуг по социализации. К ним относятся ассоциации, фонды, школы и библиотеки, дома молодежи и дома преста­релых, в уставе которых зафиксирована цель оказания социализирующих действий на своих клиентов. Социализирующая цель может содержаться в уставных документах явно (указывается термин «социализация» и расшиф­ровывается перечень соответствующих услуг) и неявно (термин не указы­вается, но перечислен спектр услуг, которые покрываются понятием соци­ализации). При этом специализированные институты могут функциониро­вать как на платной, так и на бесплатной основе.


Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра cоциологии

Реферат

по социологии

на тему: «Сущность, агенты и институты социализации»

Выполнил: ст.
Гр. ЗУП-106
Лягин А.А.
Руководитель:
Баранова Л.М.

Владимир 2012
Содержание

Введение………………………………………………………… ……………….3
1. Личность в системе социальных отношений…… ……………………………4
2. Социализация личности…………………………………………………... .......4
3. Понятие и сущность социализации………………………………………….. .5
4. Этапы социализации……………………………………………… …………...6
5. Факторы социализации……………………………………………… ………...7
6. Стадии социализации……………………………………………… …………..8
7. Агенты социализации……………………………………………… ……….....9
8. Десоциализация и ресоциализация………………………………………… ..10
9. Средства и механизмы социализации…………………… ………………….11
Заключение…………………………………………………… …………………15
Список используемой литературы…………………………………………….. 16

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15-25 лет. Суть его - в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности.
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и в российском обществе последнего времени.

1. Личность в системе социальных отношений

Личность - понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературном и обыденных языках. «Личность» - это я.
С очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности.
Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализация и социальной установки.

2. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

3. Понятие и сущность социализации

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

4. Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.
Социализация - начинающейся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, становлением социального «Я». Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту(статусу).
Обретение в начале политической (получение паспорта и право голосовать), затем экономической (устройства на работой) и социальной (создание семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации- начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид- начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.
Содержание процесса становления социального «Я» - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса- поиск своего социального места. Результат процесса- зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего «Я» , б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная ее исходный момент- обретение самостоятельности.
Становлением социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я».

5. Факторы социализации

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)
Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

6. Стадии социализации

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации нужно выделит начальную, или раннюю социализацию охватывающую периоды детство и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение(приобретение новых знаний), воспитание(целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека у узком возрастном диапазоне от 10-20 лет), возмужание(физико- физиологический процесс укрепление организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).

7. Агенты социализации

Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институт социализации- учреждения, влияющие на процесс социализации направляющие его. Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, поскольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи. К первичной группе относятся непосредственное или ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства и т.д. К вторичной группе относятся формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.
Первичная социализация- сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и тоже может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец-опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной –одну -две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Различие между двумя типами агентов социализации состоит в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации нет получают.

8. Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами.
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа: Десоциализация и Ресоциализация.
Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, и правил поведения (отверждения старого).
Процесс ресоциализации- усвоение новых норм,ценностей, мировоззрения и моделей поведения(обретение нового). В наиболее общей форме Ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Например: поступая в университет после окончания школы, в первые дни адаптации к новой среде молодые люди сталкиваются с процесс ресоциализации.
9. Средства и механизмы социализации

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.
Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.
К психологическим и социально- психологическим механизмам можно отнести следующее.
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.
Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель Мишель Монтень, который писал: «… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально0одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.
Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать». Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

Заключение

Социализация – это процесс, посредством, которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Изначальная психологическая задача, которая относится к уровню государственных органов, органам власти на местах и к каждому коллективу, группе - это задача коренного перелома в отношении к правовой социализации граждан, подрастающего поколения, к преодолению преобладающей стихийности этого процесса, создание системы регулирования правовой социализации, основанной на упреждении отставания или деформаций ее. Задача эта столь же актуальна, сколь и сложна, особенно в условиях современной России.
Подход к созданию такой системы ныне следует искать не в затратных мерах, а в интенсификации предусмотренных и актуализации возможных мер. Требуется система мер, к которым могут быть отнесены: законодательные, организационные, образовательно- пропагандистские, кадровые, методические, научные.
Назрела необходимость создать систему управления процессами правовой социализации и правового воспитания населения от центра на федеральном уровне до органов на местах, объединив их в единую систему под единым управлением, обеспечивающих их тесное взаимодействие по вертикали и горизонтали. В нее целесообразно функционально включить все существующие органы, имеющие отношение к правовой социализации и правовому воспитанию.

Список используемой литературы

    Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 2003. №10
    Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие. -М., 2002
    Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.- М.:"Юрист", 2005
    Лапаева В.В. Социология права/ Под ред. В.С.Нерсесянца.- М.:НОРМА, 2004
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 2004
    Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М., 2003
и т.д.................

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта