Главная » Травник » Этапы коучинга. Коучинг

Этапы коучинга. Коучинг

Метод коучинг

Основные определения коучинга

  • «Коучинг» - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • Коучинг - это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
  • «Коучинг» - это действие, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): "Профессиональный коучинг" - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Другое название метода: "Развивающее консультирование".

Смысл коучинга - движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.

В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода - максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Суть метода - набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Этапы коучинга

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Достоинства метода коучинга

Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
- Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера - коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:

1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) - специалист, проводящий коучинг.

Клиент - человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.

Сессия - особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.

Смысл коучинга

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.

Философия коучинга:

Каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
каждый человек может все, что он захочет.
каждый человек знает, чего он хочет.
для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.

В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия. В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого. Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость. Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Особенности метода

В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Дополнительная информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Достоинства метода

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.

В цикле нескольких статей, мы расскажем, что такое коучинг и попробуем разобраться, кому и зачем он нужен, как часто следует его «принимать» и возможна ли передозировка.


Понятие "коучинг" появилось в западной науке около 30 лет назад. Первоначально coacher (коуч) относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер. В дальнейшем, с развитием теоретической базы, и с расширением сферы применения, термин стал распространяться на значительно большее количество областей.

Есть несколько основных определений термина коучинг:

Коучинг в переводе с английского языка означает "тренировать, заниматься репетиторством", а в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего (консультанта и бизнесмена), способствующий успешной деятельности компании.

Коучинг. В английском варианте слову Coaching можно сопоставить Co- achieving - содостижение, содействие.

Отдаленно коучинг напоминает наставничество, широко пропагандировавшееся в советские времена, однако, его отличие в том, что ученик - не подчиненный, а руководитель - не наставник, а друг.

- "Коучер" - инструктор, тренер. В старом английском понимании "коуч" - это определенный вид экипажа. Коучинг, поэтому, - это способ "доставлять человека оттуда, где он есть, туда, где он хочет быть" . Теперь хоть ясно, откуда в русском языке взялось слово "кучер".

Все эти определения стараются подчеркнуть особенности процесса коучинга, а именно, направленность на достижение высоких результатов, помощь со стороны коуча, результат достигается через процесс общения, причем общение дружеское . На мой взгляд, за пределами этого определения осталось одно, весьма значимое свойство коучинга (вернее, оно есть в определении, но, как правило, не замечается читающими). Коуч не учит своего клиента, как делать..., он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента). Если речь идет о корпоративном коучинге, то задачей внутреннего коуча является первоначально прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение условий их совпадения с целями организации (через осознание) и возможности достижения собственных целей при условии работы в данной организации.

>В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности (выбор). В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь; выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и с стал действовать, в соответствии с выработанным им планом, для достижения конкретного результата.

Нечто подобное коучингу, предложил еще Сократ. Он сделал в своей практике диалог основным методом нахождения истины. Сократ отказывался от претензий на обладание позитивным знанием, считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Предлагаемый им метод называется майевтика или маевтика (повивальное искусство), и в основе его лежит искусство задавания вопросов, с помощью которых собеседник побуждается находить истину.


Основные этапы коучинга.

0 - нулевой этап или этап установления отношений и заключения договора на осуществление коучинга. Этап очень важный - поскольку предполагает проведение настроя на работу, создание атмосферы доверия и сотрудничества между коучем и клиентом, без которой прохождение всех остальных этапов становится пустой формальностью и не дает достижения результата. Длительность нулевого этапа может достигать 2-3 встреч. Результат нулевого этапа - установление доверия между коучем и клиентом.

1 этап - этап постановки цели. Задача данного этапа - помочь человеку прояснить свою цель. Необходимо сделать так, чтобы человек хорошо "прорисовал" свою цель, сделал ее ясной, ощутимой, желанной. На этом этапе очень важна детализация. Клиент напоминает художника, который с помощью отдельных мазков (в ответ на вопросы коуча) рисует целостную картину своей цели. Важность этого этапа также очевидна, поскольку только ясное видение цели может мотивировать клиента на дальнейшую плодотворную работу. Длительность прорисовки цели также может колебаться от одной до нескольких встреч. Результат первого этапа - наличие прописанной мотивирующей цели.

2 этап - этап исследования реальности. На этом этапе клиент выясняет, чем он обладает для достижения цели и чего ему не хватает для того, чтобы цель была достигнута. Иногда, в процессе проработки реальности возникают промежуточные цели, которые, как понимает клиент, ему необходимо достичь для того, чтобы была достигнута основная цель. Классическая схема исследования реальности предполагает исследование пяти ее аспектов: материального, идеологического, эмоционального, интеллектуального и аспекта планирования. Последовательность исследования этих полюсов произвольна и определяется логикой и желаниями клиента. Результат прохождения второго этапа - осознание клиентом существующей реальности.

3 этап - этап выбора. Целью этого этапа является не нахождение "правильного" ответа, а обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Понятно, что генерация большого количества идей по поводу решения поставленной цели, причем иногда достаточно "сомнительных" требует большого доверия к коучу. Чем больше доверия, тем меньше работает внутренняя цензура и тем больше список возможностей. После того, как такой список будет "сгенерирован" необходимо рассмотреть достоинства и недостатки предложенных вариантов. Результатом третьего этапа будет являться выбор пути дальнейшего развития.

4 этап - этап воли. Целью этой заключительной фазы в последовательности коучинга является преобразование обсуждения в решение. Основной вопрос данной сессии "Что Вы предполагаете сделать?", за которым следуют уточняющие вопросы, для прояснения деталей, а также для составления плана действий. Результатом четвертого этапа будет являться сознательное, самостоятельное принятие клиентом конкретного плана действий, необходимых для достижения цели.

Это основные этапы прохождения коучинга. Время на прохождение всего процесса варьируется от клиента к клиенту и зависит как от особенностей клиента, так и от сложности поставленной задачи. Клиент может также попросить коуча о дополнительных, поддерживающих встречах, на которых будут обсуждаться особенности продвижения клиента к цели. И в этих встречах коуч придерживается тех же принципов, что и во время основных сессий.


Коучинг предполагает как индивидуальную работу с отдельными сотрудниками предприятий, так и групповую. В настоящее время в России предпочитают работать с топ менеджментом. В развитых европейских странах и США и Канаде круг лиц, индивидуально проходящих коучинг существенно шире. Групповой коучинг менее известен. Организационно групповой коучинг напоминает тренинговую группу, основанную на принципах коучинга, описанных ранее. В ряде случаев в организации используется не весь процесс коучинга, с последовательной отработкой отдельных этапов, а его основные элементы. В настоящее время в организации расширяется использование нового типа наставничества, позволяющего не просто передавать опекаемому сотруднику имеющиеся знания, но и создавать условия для становления сотрудника конкретной организации.

С системной точки зрения, организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные внутренние компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает связь со своим окружением. Для современных организаций это особенно актуально в связи с очень быстро протекающими изменениями в окружающем мире. Коучинг, с этой точки зрения, и наставничество, как «мини-коучинг», являются прекрасным инструментом для достижения этого согласия. А использование групповых коучинговых технологий для обучения будущих наставников перспективным педагогическим приемом.


Продолжение следует…

Определение целей коуч-сессии. Вопросы для постановки целей.

Коуч сессия представляет собой совместную работу коуч-консультанта и клиента, направленную на достижение поставленных целей, и получения конкретного, понятного результата. Рассмотрим более подробно, что происходит в процессе коучинговой сессии и отдельно остановимся на том, что является результатом каждой встречи с коучем.

В процессе коучинга, важным моментом является последовательное прохождение всех этапов коуч сессии. С одной стороны существует стандартный формат коуч-сессии, согласно которому продолжительность каждой сессии составляет от 30-45 минут до 2 часов, но с другой стороны, так как мы имеем дело с людьми, то невозможно запланировать точное время на каждый этап коуч-сессии, самое главное, чтобы все эти этапы присутствовали, и по каждому из них были зафиксированы все необходимые детали.

Базовая структура коуч сессии состоит из следующих этапов:

1. Начало разговора и установление контакта

2. Определение темы, цели и желаемого результата клиента

3. Понимание ситуации, анализ, применение методик для достижения инсайта или нового взгляда на ситуацию

4. Формулировка выводов, согласование необходимых действий, достижение договоренностей

5. Подведение итогов, оценка результата, завершение коуч сессии

Рисунок 1. Базовая структура коуч сессии

На первый взгляд все понятно и даже слишком просто, за исключением одного. Где же здесь волшебство? Что такого делает коуч? За счет чего клиент получает возможности для решения своих проблем? В этом как раз и заключается искусство профессионального коуч-консультанта – размышляя совместно с клиентом над его запросом, показать ему ситуацию с такой стороны, с которой раньше клиент ее просто не видел, изменить масштаб обсуждаемой ситуации, помочь клиенту выйти за рамки своих привычных представлений и стереотипов, преодолеть возможные сомнения, понять насколько конгруэнтен клиент, когда он говорит о возможных решениях и помочь ему задействовать свои внутренние резервы.



Коуч сессия - это набор действий в определенном сочетании, а не список задач, которые необходимо выполнить. Небольшое предупреждение: если вы воспримете эти этапы как задачи, то, скорее всего, сконцентрируетесь на их выполнении и тем самым привнесете в беседу ощущение чего-то «механического», из разговора уйдет естественность. Кроме того, вы будете стремиться «дойти до конца» и пропустите скрытые сигналы клиента, призывающие вас вернуться назад или остановиться на чем-то подольше.

Например, вы находитесь на стадии «понимание ситуации». Ваш клиент сообщает вам, что он недоволен своей работой, потому что ему приходится работать сверхурочно. Однако этого заявления недостаточно, чтобы вы смогли полностью представить себе ситуацию. Но вы считаете, что ваша роль - это просто «получить» ответ на вопрос, и поэтому переходите к следующему этапу - «согласование путей движения вперед».

На этом этапе клиент выдвигает ряд предложений, например, он откажется работать сверхурочно или вообще уволится. Если бы вы немного дольше задержались на стадии расследования ситуации, то смогли бы выяснить, что клиент не хочет просить помощи на том участке работы, который оказался для него особенно трудным. Если бы вы отказались от своей цели - во что бы то ни стало двигаться вперед - и уделили бы больше времени опросу, то заметили бы, что клиент сказал по этому поводу не все, что хотел. Ваше внимание было бы сосредоточено на клиенте, а не на стремлении переходить от этапа к этапу. Поэтому, выслушивая рассказ о сверхурочной работе, вы бы уловили в нем диссонанс и почувствовали бы какую-то недосказанность.

Результатом коуч сессии является очень точное и всестороннее рассмотрение ситуации и отношения клиента к происходящему, что в итоге дает ему возможность принять верное решение или выбрать эффективную модель поведения. По итогам каждой коуч сессии достигаются договоренности о том, какие действия будут предприняты, в какие сроки и обговариваются способы контроля за выполнением намеченного.

После того, как клиент выполняет поставленные задачи, он вместе с коучем анализирует достигнутые результаты и оценивает как свою эффективность, так и эффективность коуч сессии. Благодаря коучингу клиенты в короткие сроки достигают таких результатов, о которых они даже не осмеливались думать самостоятельно или просто не видели подобных решений. В этом и есть волшебство и продуктивная работа коуч-консультанта.

ТЕМА

Определение темы - это первый этап в любой беседе в процессе коучинга. На данном этапе это пока не детальное обсуждение проблемы. Здесь необходимо понять, в каком контексте вы находитесь, определить масштаб темы, ее важность, а иногда и эмоциональную значимость темы для игрока. Порой бывает полезно установить, каково видение темы игроком в более долгосрочной перспективе, или поставить цель в рамках темы. На этом этапе коуч стремится понять, о чем именно хочет поговорить игрок.

КОУЧ О чем бы вы хотели поговорить?

ИГРОК Как вам известно, на следующей неделе мне необходимо подготовить совету директоров презентацию, и я немного нервничаю. Хотелось бы сделать это хорошо.

КОУЧ Расскажите, пожалуйста, подробнее.

ИГРОК Команда попросила меня сделать презентацию «Project Blue», а я совсем не уверен, как правильно к этому подойти.

КОУЧ Понятно.

ИГРОК Честно говоря, я немного нервничаю из-за того, что мне придется выступать перед советом. Говорят, они круто обходятся с теми, кто не очень прилично проводит презентацию.

КОУЧ Да, я знаю. Что-нибудь еще?

ИГРОК Да, в общем-то, нет. Хотя… В последний раз, когда я представлял свой проект топ-менеджерам, все прошло не очень гладко.

КОУЧ Давайте поставим вопрос шире: мы говорим о вашем умении проводить презентации?

ИГРОК Пожалуй, да.

КОУЧ Хорошо, тогда давайте уточним: какова тема нашей сессии?

ИГРОК Как успешно провести презентацию на совете и улучшить мои навыки презентации в целом.

КОУЧ Если вы хотите развить свои навыки, какими вам хотелось бы их сделать?

ЦЕЛЬ

Хотя все этапы модели являются жизненно важными, этап постановки цели, пожалуй, наиболее значителен для успешного проведения коуч-сессии. В действительности «цель» - не самый удачный термин для описания этого этапа. Коуч старается помочь игроку сформулировать желаемый результат, который может быть достигнут в рамках обсуждения, а не долгосрочную цель, которую преследует игрок. Например, цель или перспектива получить 400 тысяч долларов с новых продаж в течение трех последующих месяцев (что не может быть достигнуто в рамках беседы с коучем, разве что это будет уж очень долгая беседа) - это одно, а разработка плана, демонстрирующего, каким образом можно получить с продаж 400 тысяч долларов в течение трех ближайших месяцев, - нечто совсем другое. Я представляю себе это так. У меня есть палатка на пляже - в викторианском стиле, в красную и белую полоску, как палатка Панча и Джуди . Над входом надпись: «Ваши проблемы решены. 100 долларов или получите назад ваши деньги». (В первом издании эта сумма составляла всего 50 долларов.) Когда приходит клиент, мы заключаем контракт на достижимый результат коучинга. Я не получаю платы до тех пор, пока результат не достигнут. Как правило, результат - это шаг к действию, план, новая идея или просто продумывание какого-то вопроса. Палатка, как вы понимаете, находится в краю, где теплее, чем в Великобритании, иначе сезон был бы слишком коротким, чтобы таким образом можно было зарабатывать себе на жизнь.

На этом этапе коуч стремится наметить и согласовать ряд четких и достижимых результатов.

КОУЧ Хорошо, теперь я понимаю, о чем идет речь. Расскажите мне, что вы хотели бы вынести из нашей встречи.

ИГРОК Меня, конечно, больше заботит текущая проблема - презентация на совете, чем долгосрочная перспектива научиться уверенно выступать перед аудиторией более пятидесяти человек. Поэтому я хотел бы пока сосредоточить внимание на этом вопросе.

КОУЧ Отлично. Теперь скажите, что вы хотите получить в результате нашей беседы.

ИГРОК Я хочу понять, что было сделано неправильно на прошлой презентации, о которой я уже говорил, чтобы знать, что следует сделать иначе на следующей неделе.

КОУЧ Здесь два вопроса. Понять, что было не так, и составить представление о том, что надо сделать иначе. Возьмем первый вопрос. Какого результата вы ждете от понимания допущенных вами ошибок?

ИГРОК Я хочу извлечь ключевые уроки.

КОУЧ Что значит «ключевые»?

ИГРОК Самые важные. Две-три установки, которые могут либо спасти презентацию, либо провалить ее.

КОУЧ А по второму вопросу? Ключевые моменты, чтобы уяснить, как действовать правильно. Какой результат вы хотите получить?

ИГРОК Судя по всему, обсуждение того, что было неудачно, наведет меня на мысль, как надо действовать, чтобы все было нормально. Однако подозреваю, что мне надо знать кое-что еще.

КОУЧ И результат?

ИГРОК Если наша беседа даст мне пять-шесть ключевых моментов, например, что мне надо делать или о чем помнить, это будет просто прекрасно.

КОУЧ Итак, подведем итог и посмотрим, что мы имеем…

Этапы коучинга

Коучинг состоит из серии встреч коуча и клиента и самостоятельной работы клиента между встречами. Продолжительность коучинга зависит от цели, которую поставил перед собой клиент. Средняя продолжительность коучинга – от 3-х месяцев до 1 года.

Условно работу коуча с клиентом можно разделить на следующие этапы:

1. постановка цели;

2. анализ реальности: существующие ресурсы, ограничения, возможности;

3. поиск решения: рассмотрение вариантов, выбор варианта достижения цели;

4. составление пошагового плана достижения цели.

Рассмотрим каждый этап.

1. Постановка цели

Постановка цели – первый и очень важный этап коучинга. Он можетдлиться не одну сессию. Не каждый клиент может сразу сформулировать свою цель.

Чего вы хотите достичь?

Что будет идеальным результатом нашей работы?

Зачем вам это нужно?

Пример постановки цели

К коучу обращается руководитель крупной торговой сети: «У меня проблемы. Мы интенсивно растем, открываем по несколько филиалов в год, но несмотря на всю поддержку головного офиса, большинство филиалов работает в минус, команды на местах работать не хотят, большая текучка кадров. Моя цель: сохранив наши темпы расширения, в каждом филиале подобрать нормальную команду, в ближайшие полгода вывести убыточные филиалы в плюс».

Коуч просит дать несколько формулировок этой цели. В результате формулировка меняется, но акцент в ней остается на «сохранив наши темпы расширения». Коуч интересуется: «Что для вас интереснее в этой цели: сохранить темпы расширения, сформировать толковые команды, вывести филиалы в плюс»? На первое место ставится рост количества филиалов.

Следующая череда вопросов: что стоит за этим, зачем вам рост такими темпами? В результате приходят к тому, что руководитель – хороший «захватчик», у него отлично получается заходить на новые территории, как он говорит, «бизнес – это всегда оккупация новых территорий, это интенсивный рост, а не какая-то там рутина». Таким образом, этот руководитель постоянно подбирает директоров филиалов под себя, то есть таких же захватчиков, избегающих всякой рутины в работе.

Все это про себя бизнесмен сам проговаривает и тут же хлопает себя по лбу: «Вот это да! Ведь у меня нет ни одного директора-хозяйственника, который умеет разрабатывать уже захваченную территорию, заниматься развитием, а не завоеванием – а ведь это очень даже рутинная, кропотливая работа! Да и система материального стимулирования у нас нацелена больше на расширение клиентской базы, а не на ее развитие».

После того как ситуация прояснилась, цель была сформулирована так: «Найти директоров-хозяйственников и разработать для них систему стимулирования».

2. Анализ реальности

Вопросы, которые задает коуч на данном этапе:

Как выглядит ситуация на данный момент?

В чем состоит текущая ситуация, если её представить более детально?

В какой мере вы лично контролируете результат?

Кто еще кроме вас может повлиять на результат?

Какие действия вы предприняли в данном направлении до сих пор?

Какие возможности есть для достижения цели?

Какие ресурсы у вас уже есть?

Какие существуют ограничения для достижения цели?

3. Поиск решения

Вопросы, которые задает коуч на данном этапе:

Расскажите, что вы можете сделать, чтобы достичь цели?

Какими способами вы можете достичь цели?

Что еще можно было бы сделать?

Что вы могли бы сделать, если бы имели больший бюджет, больше времени или больше полномочий?

Какая из возможностей даст лучший результат?

Какое из рассматриваемых решений вам больше всего нравится? Принесет вам наибольшее удовлетворение?

Какую возможность или возможности вы выбираете для реализации?

4. Составление плана

Вопросы, которые задает коуч на данном этапе:

Расскажите, что вы собираетесь делать?

С чего бы вы хотели начать?

В какой степени выбранные варианты обеспечат достижение поставленных целей?

Каковы ваши критерии и способы измерения успеха?

Когда точно вы намереваетесь начинать и заканчивать каждое действие?

Имеются ли внутренние или внешние факторы, препятствующие выполнению намеченного плана? В чем они заключаются?

Что вы будете делать, чтобы устранить эти факторы?

Поддержка клиента во время движения к цели

На протяжении всех этапов работы очень важной задачей коуча является поддержка клиента. Коуч поддерживает у клиента уверенность в том, что он может добиться поставленной цели. И часто это оказывается решающим для достижения успеха.

Пример

Коуч проводил сессию с сотрудником крупной компании, которому руководство поручило разработать и реализовать проект по снижению издержек на производстве. В связи с этим клиент сформулировал цель: «Разработать и реализовать проект по снижению издержек на производстве». Но он говорил об этом как о практически невыполнимой задаче. Коуч спросил, что у клиента уже есть для достижения цели, что уже сделано. Клиент рассказал, что он уже давно работает в компании и еще до того, как ему поручили проект, задумывался над проблемой снижения издержек, изучал опыт предприятий, решавших подобную задачу. Клиент обсудил тему проекта со своими коллегами. Они ему доверяют и готовы участвовать в проекте.

Затем коуч спросил, что клиент может сделать, чтобы достичь цели. Клиент предложил реалистичный план. В конце разговора коуч напомнил ему о тех успехах, которых он уже добился. Это придало клиенту уверенности. Теперь разработка и реализация проекта представляется клиенту совершенно реальной целью, достижимой к определенному сроку.

Коучинг позволяет не сбиться с пути

С одной стороны, коуч поддерживает клиента, а с другой – выступает дисциплинирующим фактором, не дает клиенту отвлечься и сбиться с пути. Поясним, о чем идет речь.

Притча «Карл Роджерс и лошадь»

Однажды деревенский мальчик Роджерс увидел заблудившуюся и забредшую к ним на ферму незнакомую лошадь.

Он взял да и отвел ее хозяину. Хозяин удивился: откуда мальчик узнал, куда надо вести лошадь?

«А я и не знал – лошадь знала. Я только не давал ей сбиться с пути», – ответил мальчик».

Что делал этот мальчик? Он не позволял лошади отвлекаться: слишком часто останавливаться, беззаботно щипать траву, бегать за бабочками...

Коуч управляет беседой, следит за ее конструктивностью, не позволяет клиенту отвлекаться от темы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта