Великое воскресенье – это один из самых больших и радостных православных праздников. В этот день люди отмечают воскрешение и вознесение Иисуса Христа на небеса в Царствие Божие, победу жизни над смертью. Но кончина может наступить независимо от православных праздников, и даже в такие дни люди могут умирать. Как проводится траурная церемония, если человек умирает на пасхальной неделе? Стоит ли воспринимать смерть в это период как знак того, что душа усопшего попадет сразу в рай без Страшного суда?
Для людей этот день имеет разное значение. Одни ходят в церковь, читают молитвы о здравии и поздравляют всех с Воскрешением нашего Спасителя. А вот другие совершенно не верят в Бога, поэтому относятся к Пасхе как к интересному празднику, когда хозяйки устраивают пышные застолья, пекут пасхальные куличи и красят яйца, которые потом дети в ходе веселой игры разбивают одно об другое.
Обычно народ придумывает различные приметы и создает всевозможные легенды. Всё это было бы неплохо, если бы некоторые суеверия не мешали людям нормально жить. Так, одной из обсуждаемых тем является . Что происходит с душой умершего?
Происхождение |
Описание |
Народные поверья | По одной из легенд, если человек умирает на церковный праздник, то его душа попадает прямо в рай. И при этом вхождение в Царство Божие происходит без мытарств, то есть без Страшного суда. Но это лишь народное поверье. |
Церковные разъяснения | Священники говорят о том, что в Библии никаких записей об этом нет. Никто не пройдет в Царствие Божие без суда. Туда попадают лишь те, кто покаялся, исправился и очистил свою душу, наполнив ее благодатью. В писаниях говорится: в чем человека Бог застанет, в том он и будет его судить. То есть, если умерший был пьяницей, ругался матом или совершал при жизни другие грехи, в рай он не попадет. А легенды об избежании Страшного суда придумали люди, дабы успокоить свое внутреннее состояние. |
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадет в рай.
Конечно же, для многих верующих смерть на означает получение милости Божьей. Это не спасение – умереть в этот день, а подтверждение того, что за праведную честную жизнь и покаяние человек был достоин получить высокое благоволение. А вот для тех, кто не верил в Бога при жизни – даже после смерти этот день не имеет ни какого значения.
Смерть может наступить в любой день, независимо от нас. И никто не застрахован от этого в православные праздники. Но как быть с погребением и отпеванием усопшего в день Великого воскресенья или во время Светлой седмицы. Хоронят на Пасху покойников или нет? Здесь нужно уточнить несколько моментов. От чего наступила смерть:
Погребение и отпевание самоубийц окружено массой суеверий. Их похороны существенно отличаются от обычных ритуалов. И это никак не связано со смертью в Пасху. По церковным правилам, их нельзя отпевать перед погребением. И при этом хоронить самоубийц можно лишь на третий день после смерти. Но так как не все имеют возможность хранить тело умершего столько дней, оно может быть погребено раньше. Также особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но его убийцы инсценировали его смерть под самоубийство. Тогда священники отпевают усопшего, но в случае ошибки страдания за грехи самоубийцы лягут на родных и его потомство.
А вот естественная смерть или гибель человека никак не повлияет на траурную церемонию. Другой вопрос, можно ли это делать именно на Пасху? Существует мнение о том, что хоронить покойника нельзя в день Великого Воскресения и на Светлую седмицу. Но ведь как жизнь, так и смерть идут своим чередом, независимо от православных праздников.
Если случилась такая беда, то стоит подойти к священнику и посоветоваться. Может быть, нужно подождать один день и со спокойной душой провести всю траурную церемонию вместе с отпеванием после Пасхи. Ведь зачастую священники в этот день заняты праздничными богослужениями. Также нужно учитывать тот факт, что многие кладбища на Пасху закрыты. Поэтому похоронить усопшего просто не получится, или же нужно будет решить много вопросов, чтобы совершить погребение. А вот после Пасхи проще провести всю церемонию и устроить поминальную трапезу.
Или на Пасху отпевают и хоронят по особому пасхальному чину. Эти правила впервые зафиксированы в Требнике 1624 года. У гроба скончавшегося в пасхальную неделю может быть более продолжительное служение, чтение пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как единственное отличие пасхального погребения. Служение полной панихиды откладывают до Радоницы – дня поминовения усопших. Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостью, как указано в Большом Требнике (лист 18).
Порой приметы мешают людям в повседневной жизни. Не нужно отодвигать похороны из-за суеверий, надо посоветоваться с батюшкой. Священник объяснит, когда совершать погребение, и обязательно проведет траурную церемонию в Пасхальную неделю, но только лишь по особому пасхальному чину.
В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди ещё путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле.
Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения.
Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.
Чем же увенчалась жизнь этих иноков? Все трое братьев были убиты на Пасху, исполняя послушание: звонари отец Трофим и отец Ферапонт — во время пасхального звона, отец Василий — по дороге на исповедь в скит. Первым, мгновенно, был убит отец Ферапонт. Следующий удар был нанесён отцу Трофиму, который всё же смог после этого ударить в набат и поднять по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666» был смертельно ранен отец Василий. Умирающего перенесли в храм, положив возле раки мощей преподобного Амвросия. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях люди кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А на его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря, уже отражалась пасхальная радость.
Почему поступают в семинарию, принимают монашеский постриг, становятся священниками? Существует призвание свыше, когда блеснёт однажды душе человеческой свет Пасхи Христовой, ни с чем не сравнимый. Всё заключается в том, чтобы всегда следовать за этим светом. Потому что, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, один из основателей монашества, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован Господом, а потом пал самым жалким образом.
Оптинские мученики напоминают нам о двух самых главных вещах: о верности дару Божию даже до смерти и о том, что верность обретается всежизненным покаянием. Потому что в покаянии, как и в мученичестве, — полнота исполнения заповедей Божиих. Эти иноки как бы говорят всем нам: «Будем мудрыми и безумными, как настоящие христиане». Почему безумными? Потому что быть христианином значит жить одновременно в двух временах — в настоящем и в вечности. Когда мы молимся у их могил в Оптиной, Господь нередко дает нам пасхальное утешение, чтобы мы возрастали в понимании и внимании к тому, как надо строить нам нашу жизнь.
В размышлении об оптинских мучениках не забудем этого слова — Пасха, которое означает «переведение, переход». Бог дал нам время, чтобы мы обрели на него вечность. Вечную Пасху. Пасха — это любовь Христова. Кто причастился Пасхе, тот будет всегда учиться Христовой любви. Если мы хотим научиться любить нашего ближнего как самого себя, жить по заповедям Христовым, это непременно приведёт нас в Гефсиманский сад, где Христос молился за весь мир. Или к звоннице Оптиной пустыни, где молитва у Креста Христова соединяется с пасхальной победой. И нам откроется тайна Крестной заповеди на подлинной глубине.
По той же самой причине путь монашества — весь сугубое покаяние. Неужели монахи больше всех согрешили и нуждаются больше всех в покаянии? Мы знаем, что Воскресением Христовым всему миру даётся благодать покаяния. Вовсе необязательно, чтобы это были грубые грехи, которые, по слову апостола, не должны даже именоваться у нас. Разумеется, лучше не допускать греха, но покаяние как пламя может очистить душу всякого человека и восстановить всё потерянное. Эти трое иноков были истинными монахами — молитвенниками и аскетами. Они как бы предчувствовали свою скорую встречу в вечности с Господом и готовились к ней очищением сердца последним в своей жизни Великим постом. Особенно в течение Страстной Седмицы, которая вся, как на исповеди, — предстояние перед Крестом и Евангелием. Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: «Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти». «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт, — рассказывает иеромонах Д., — я был тогда в страшном унынии, и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: “Куда уходить, когда тут такие братья!” Так и вышло: он ушёл, а я остался» («Пасха красная»).
Покаяние не имеет конца на земле, потому что конец покаяния будет означать наше уподобление Христу. «Если мы не во всём уподобимся Ему, как можем мы быть вечно с Ним?» — вопрошает преподобный Симеон Новый Богослов. Это невозможно ни для Него, ни для нас. Но Пасха Христова открывает нам путь любви и покаяния, смирения и терпения. И другой Богослов — возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит: «Когда увидим Его, будем подобны Ему». А апостол Павел свидетельствует: «Если Христос не воскрес, мы несчастнее всех человеков». Почему? Потому что любовь Христова в этом мире всегда распятая. Кто идёт путём покаяния, у того жизнь будет непрестанным страданием и всё большим приобщением Кресту, которым приходит радость всему миру. Оттого что Бог есть любовь, а не потому что с помощью Божией легче жить, становятся христианами. В христианской жизни мы счастливы только из-за Христа, сознанием того, что Он — Истина, и более не из-за чего другого. Поистине монашество — добровольное мученичество, но высшая милость и честь — пострадать за Христа даже до крови. Отец Василий (Росляков) сказал незадолго до мученической кончины: «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». А инок Трофим ещё до поступления в монастырь говорил: «Хорошо тем людям, которые приняли мученическую смерть за Христа. Хорошо бы и мне того удостоиться». Кажется, мы слышим сквозь их последний вздох: «Господи, и мне это дано?», как бы перекликающийся с восклицанием праведной Елисаветы при её встрече с Божией Материю: «Откуда мне сие?»
Мы сознаём, как далека наша жизнь от святости этих мучеников. Но они говорят всем ищущим Господа: «Не бойтесь». Не следует сравнивать себя ни с кем. Каждый из нас, как бы ни был он мал, велик перед вечностью. Бог хочет установить с каждым человеком единственные и сокровенные отношения.
Неудивительно, что многие сегодня из тех, кто стремится, по слову апостола, сражаться до крови, подвизаясь против греха, обращаются за помощью к ним. Они победили Пасхой Господней, которая дала им вечную жизнь. До скончания века, до Второго Пришествия Христова будет идти сражение сил зла против сил любви, сил тьмы против сил света. Это сражение становится особенно ожесточённым после Воскресения Христова. Напряжение его будет возрастать по мере приближения Дня Господня — всеобщего воскресения мёртвых. Можно даже усомниться порой в конечном исходе — так силы зла возобладают в мире. Но Воскресение Христово, Его победа над смертью ясно показывают, что силы любви решительно восторжествуют.
Религиозный праздник Пасха, символизирующий воскрешение спасителя рода человеческого Иисуса Христа, многими нашими гражданами воспринимается неоднозначно. Одни считают, что на Пасху положено только радоваться, ходить в гости, поздравлять всех с воскрешением Избавителя, посещать храм, чтобы поставить за здравие свечку и освятить дары. Другие – предпочитают пойти на пасху на кладбище, чтобы там, у могил ушедших в Вечность родных, отметить этот Великий День.
Официальная православная церковь на традицию приходить на погосты в Светлый День, чтобы там предаться празднованию, реагирует однозначно – нельзя! Внутренний смысл этого категорического запрета лежит в самом содержании Пасхальной недели. Трактовка ее в следующем – это подготовка к празднованию Символа Вечности – истинного торжества жизни над смертью. Мол, в этот светлый весенний день Иисус Христос воскрес, чтобы явить миру о вечности бытия. Значит, в сей праздник, по мнению официальной РЦ, нельзя делиться радостью с покойными, только с живыми. Таким образом, основываясь на этом объяснении, посещение кладбища на пасху священнослужителями осуждается как неблаговидное и запретное действо.
Но если внимательно изучить Библию или же проповеди св. И. Златоуст, который до ныне почитается церковью, напрашивается вывод – в пасхальный день посещать могилы усопших вовсе не грех, а, по Иоанну Златоусту, благое дело. Ведь даже во времена этого святого христиане стремились в Субботу Великую посетить усыпальницы своих предков, чтобы «чтобы с усопшими в вере разделить радость о Христовой – значит, о человеческой (авт.) победе над смертью и адом» (см. речь священника Симеона, сайт «Крылья Голубиные»).
Конечно, каждый человек, будь он верующий или убежденный атеист, сам решает, стоит ли ему делиться радостью со своими усопшими родственниками. Скажем так, здесь должно соблюдаться право человека самому руководствоваться отношением к существующим в его стране христианским традициям. Хотя, если проанализировать высказывания священников об их отношении к «непослушной пастве», совершающей паломничества на погосты, где она пьет и ест, делается вывод, что они не против самого факта посещения, а против пьяного разгула на местах захоронения. Кстати, такое поведение они осуждают и в поминальную дату Радуницу. Поэтому не возбраняется сам процесс поездки на погост, а только непотребное поведение там. Что характерно, с амвона в Субботу Великую звучат слова и о «дне мертвых», а не живых (««Христос воскресе из мертвых»… «Плотию уснув яко мертв»… «Воскресе Христос, и мертвец ни един во гробе» и прочее).
Вывод: Пасхальный день провозглашает «торжество жизни над смертью», это событие, если верить о душах умерших, довольно их радует. И они (души упокоенных) будут очень рады, если эту весть им принесут оставшиеся на бренной земле. Таким образом, живые и мертвые перед порогом Великого Воскресения будут радоваться вместе о грядущей Вечной Жизни.
Чего всем народам нашей уютной и очень маленькой земли не отнять – это создание всевозможных легенд, поверий, примет и обычаев. В принципе, плохого ничего здесь нет при условии, – суеверия не должны мешать людям нормально жить. Ведь человеческая жизнь не такая долгая, чтобы втискивать в нее всевозможные запреты. Смерть приходит в любой срок, к любому человеку, независимо от его мирского поведения. Умирают люди и в Пасху. Вот тут у родственников умершего, если они не мусульмане (у них обычай – успеть захоронить покойного до захода солнца), начинаются проблемы.
Церковь и многие верующие считают, что похороны в пасху проводить категорически нельзя. Объясняют этот запрет тем, что Светлый праздник не стоит омрачать смертью. Если полистать все страницы Библии, там не найдется по этому ритуалу никаких запретов. А раз у современной церкви толковых объяснений нет, поэтому не надо руководствоваться этими сомнительными постулатами, ведь покойник ждать не будет. Если человек умер перед Великим Днем или непосредственно на Пасху, его хоронят так само же, как и в иные дни, единственное, что осуществляется дополнительно – это соблюдение особого пасхального чина во время похорон и отпевания. Правда, если религиозные родные усопшего решат пригласить для траурной церемонии священнослужителя.
Очень верующие, у которых родственник умер перед пасхальным днем или во время оного, могут соблюдать все обычаи, если имеется возможность держать тело три дня дома, как это ведется по православным традициям. Но при жаре в квартире (например, летом) лучше так долго с похоронами не тянуть и совершить похороны в день, который наиболее благоприятствует. Конечно, редко какой батюшка согласится совершить обряд отпевания на Пасху, но любой крещеный человек может самостоятельно прочитать у гроба соответствующие молитвы. А потом, после истечение этих праздников, будет уместным провести полноценный обряд отпевания или поминовения.
Великий пост – время глубокой скорби. Особенно тяжело его пережить, если умирает родной человек. Близкие в таких случаях совершенно теряются, ведь событие случилось в особые дни, и нужно сделать всё правильно и достойно. Церковь четко регламентирует, как и , если человек умер в Великий пост. Но в народе существуют различные суеверия и приметы на этот счет.
Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.
В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.
Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.
Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.
Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.
В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.
Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:
Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.
Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.
Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.
Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.
В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.
Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.
В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.
Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.