Главная » Органы чувств » Завоевания александра македонского. Завоевания александра македонского Александр македонский и его походы

Завоевания александра македонского. Завоевания александра македонского Александр македонский и его походы

Завоевание Малой Азии. Вступив на престол, Александр Македонский начал подготовку к войне с Персией. Накануне похода, сулившего ему несметные сокровища и новые земли, он раздал друзьям все свои поместья, рабов и скот, а на их вопрос, что же останется у него самого, Александр кратко ответил: «Надежда».

Весной 334 года до н. э. во главе 35-тысячного греко-македонского войска Александр переправился через пролив Гелеспонт и вторгся в Малую Азию. Вскоре путь ему преградили быстрые воды реки Граник. На противоположном её берегу Александра уже поджидало персидское войско. Один из полководцев македонского царя посоветовал отложить переправу до утра, на что Александр ответил: «Я постыдился бы, столь легко перейдя Гелеспонт, быть задержанным ничтожной речушкой». Он сам повёл всадников в наступление и перейдя реку под градом стрел и копий, обратил врага в бегство. Разгром довершила переправившаяся следом за ним тяжёлая пехота. Дав войскам лишь короткую передышку, Александр направился дальше. Он двинулся вдоль побережья Средиземного моря на юг, туда, где лежали покорённые персами греческие города. Все их он объявил свободными, и большинство городов открыли ему свои ворота без боя.

Рис. Александр Македонский. Древнегреческая скульптура

Завоевание Восточного Средиземноморья. Персидский царь Дарий III сумел в это время собрать новое войско, ещё больше прежнего. Узнав об этом, Александр двинулся ему навстречу. Войска сошлись на широкой равнине близ города Исса. Численное превосходство, особенно в коннице, было на стороне персов. Но, пока противник теснил правый фланг Александра, сам он во главе тяжеловооружённой конницы зашёл ему в тыл и обрушился на окружённого телохранителями Дария. Тот не принял сражения и бежал. За ним устремилось и всё его войско. Одержав победу, Александр направился дальнее на юг, в Финикию. И вновь лежавшие на его пути города сдавались без боя. Сопротивление оказал лишь Тир, расположенный на скалистом морском острове и считавшийся неприступным. Александр приказал насыпать землю в море прямо у острова и строить там деревянные укрепления, чтобы с них штурмовать город. После долгой осады Тир пал. Расправа оказалась жестокой: город был стёрт с лица земли, а его жители обращены в рабов. После этого другие финикийские города добровольно признали власть Александра.

Без боя сдался и Египет, куда царь направился от стен Тира. Жрецы объявили Александра, с уважением отнёсшегося к их древним обычаям и богам, новым фараоном и сыном бога. Рядом с дельтой Нила он основал новый город, который назвал в свою честь Александрией.

Рис. Скала, в которой находились гробницы персидских царей

Падение Персидской державы. Покинув Египет, Александр двинулся на восток, в самое сердце Персии. Он знал, что где-то там Дарий вновь собирает войско. Четыре месяца эллины двигались вперёд, не встречая сопротивления, пока однажды вечером, перейдя реку Тигр, не подошли к местечку Гавгамелы. Здесь их уже поджидало огромное персидское войско. Александр и его воины увидели необъятную, погружённую во мрак равнину, всю усеянную язычками костров. Встревоженные военачальники предложили царю напасть на персов ночью, но тот гордо ответил: «Я не краду победы». Он был настолько в ней уверен, что спал этой ночью мёртвым сном, так что утром перед битвой его с трудом смогли разбудить.

Это было самое упорное и кровопролитное сражение из всех, что пришлось выдержать войску Александра. Оно длилось целый день с переменным успехом, и только к вечеру наступил перелом. В строю персов образовался разрыв, и Александр во главе кавалерии устремился прямо туда. Следом за ним ринулась и пехота. Всё дальше и дальше пробивался Александр, круша всё на своём пути. Жестокая сеча завязалась уже около того места, где стоял царь Дарий, но у него вновь не хватило мужества вступить в поединок с Александром. Он повернул свою колесницу и умчался с поля боя. Вслед за царём ударилось в бегство и его войско.

Битва при Гавгамелах имела решающее значение. В ней были уничтожены основные силы персов. В руки Александра попала огромная добыча и казна персидских царей. Чтобы вывезти её, понадобилось пять тысяч мулов и верблюдов. Дарий вскоре погиб от руки своего приближённого, и Александр стал полновластным хозяином необъятной державы.

Поход в Индию. Довершив покорение Персии, Александр устремил свои взоры на Индию. Эта сказочная страна всегда манила его. Вторгшись в пределы Индии, войско царя подошло к реке Инд. Здесь путь ему преградило сильное войско одного из могущественных царей. Его основу составляли многочисленные боевые слоны. Начавшееся сражение было долгим и тяжёлым, но македонянам удалось обратить слонов в бегство, засыпав их тучей горящих стрел. Бросившись бежать, могучие животные смяли боевые порядки индийцев, и победа вновь досталась Александру.

Рис. Александр Македонский сражается с врагами. Древний барельеф

Теперь в его руках оказалась часть Индии, но завоевателю и этого казалось мало. Он мечтал дойти до самого края Земли. И этот край мнился ему уже совсем близким. Но тут в Индии наступил сезон дождей. Реки разлились, а местность, по которой двигалось войско, покрылась слоем грязи и воды. Воины Александра гибли от укусов ядовитых змей и насекомых. Их косили неизвестные болезни. «Лишь немногие остались в живых, - писал очевидец, - и всё ещё не было видно конца войны. Копыта лошадей стёрлись от далёких переходов, бесчисленные сражения притупили оружие воинов. Греческого платья ни у кого не осталось, и только лохмотья варварской и индийской одежды прикрывали покрытые шрамами тела завоевателей». Утомлённая до предела македонская армия отказалась двигаться дальше, и Александр был вынужден повернуть обратно. В 325 году до н. э. он с остатками войска вернулся в Вавилон, который провозгласил столицей своего нового царства. Поход, длившийся десять лет, был окончен.

Образование державы Александра Македонского и её распад. Обосновавшись в Вавилоне, Александр бросил все свои силы на укрепление государства. Он стремился примирить персов и эллинов. Царь поощрял браки между своими воинами и персидскими женщинами. Сам он взял в жёны дочь погибшего Дария, и в один день с ним свадьбы с персиянками сыграли 80 его близких друзей и ещё 10 тысяч греческих воинов. Александр приказал также обучать персидских мальчиков греческому языку и начал набирать в свою армию юношей-персов.

Рис. Держава Александра Македонского

  • Территории каких древних государств оказались в составе державы Александра Македонского?

Повсюду Александр основывал новые крепости и города, которые служили опорными пунктами его власти. Он заселял их переселенцами из Греции и Македонии, которые во множестве хлынули сюда. Не оставил он мечту и о новых походах, стремясь довершить покорение мира. Но в 323 году до н. э. Александр внезапно заболел и умер. Тело правителя ещё не было погребено, когда между его полководцами разгорелась ожесточённая борьба за власть, закончившаяся разделом огромной державы на несколько царств. Главными из них были Македонское, Египетское и Сирийское.

Подведём итоги

Александр Македонский был величайшим полководцем древности. В результате завоевательных походов ему удалось создать огромную державу.

334 год до н. э. Начало походов Александра Македонского на Восток.

325 год до н. э. Окончание походов Александра.

323 год до н. э. Смерть Александра Македонского и распад его державы.

    «Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды».

Вопросы и задания

  1. Расскажите о покорении Александром Восточного Средиземноморья.
  2. В чём, по вашему мнению, состояла главная причина поражения Дария?
  3. Почему индийский поход не был завершён?
  4. Что стало причиной быстрого распада державы Александра Македонского?

Суть в том, что он с ранних лет проявлял полководческие способности, и его отец Филипп II позволил ему руководить македонской конницей в битве, когда Александру было 18 лет

Завоевательные походы Александра Македонского:

Благодаря своей храбрости и решимости, а так же военным хитростям Александру удалось победить Персидское войско и завоевать Персидскую Империю , Древний Египет , частично Индию и подчинить греческие полисы.

Предпосылки:

Александр планировал отправиться в поход в Азию, продолжить дело отца Филиппа II, после того, как он унаследовал престол.

Но сначала ему нужно было укрепить собственное положение на троне. Это заняло полтора года. Он усмирил мятежи в новых землях фракийских и иллирийских племенах, которые были присоединены к Македонии во время правления Филиппа II , и расправился с восстанием в Фивах. Так греческие полисы признали его правителем.

334 г. до н. э. битва на реке Граник - Греко-македонская армия численно уступала персидской армии.

Битва при Гранике закончилась полным разгромом персидского войска. Здесь впервые проявилась одна из особенностей военного искусства Александра Македонского - применение кавалерийской атаки на наиболее важном направлении. Использовал конницу, чтобы разбить врага на наиболее важных участках.

Ему добровольно сдались бывшие греческие города. Однако в тылу уходящего все дальше войска продолжал действовать персидский флот в Эгейском море, представлявший серьезную опасность. Александр временно отдал господство в Эгейском море персам, для продвижения вперед на Восток.

333 г. до н. э. - битва при Иссе

Вновь решающую роль сыграла атака македонской конницы. Александр, командовавший правым флангом своего войска, направил кавалерийский отряд в центр фронта персов, где находилась ставка Дария III . На левом фланге армия Александра несла в это время значительные потери. Однако испугавшись решительности Александра, Дарий III обратился в бегство. После сражения в руках Александра оказалась не только походная казна Дария, но и вся семья персидского царя: позорно брошенные им мать, жена и дети.

Победа на Иссе стала переломным моментом войны и открыла Александру путь в центральные области Персии, радикально изменил свои планы, он сделал своей целью покорение всей державы Ахеменидов .

Но сначала было необходимо обезвредить персидский флот. Поэтому Александр отказался от преследования войск Дария III и немедленного похода в Месопотамию и Персиду, где находились основные административные центры Ахеменидов, а повел армию в Финикию, так как именно оттуда выходили в Эгейское море военные корабли персов. Греко македонские силы без боя заняли почти все финикийские торговые города. Подчинившись новому властителю, финикийцы предоставили в его распоряжение свои эскадры, отозвав их из персидских военно морских сил. В результате флот Ахеменидов, потеряв без боя почти все корабли, перестал представлять серьезную опасность, а флот Александра за короткий срок значительно вырос.


Под контролем Александра оказалась также Палестина.

332 г. до н. э. - овладение Египтом

Греко македонское войско без всякого сопротивления овладело богатым Египтом: сатрап этой области державы Лхеменндов перешел на сторону Александра. Египетские жрецы по древнему обычаю провозгласили своего нового властителя фараоном, сыном бога Амона. Организуя управление Египтом, македонский царь демонстрировал подчеркнутое уважение к местным традициям и обычаям. На египетском берегу Средиземного моря был основан город Александрия.

331 г. до н. э. - Последнее крупное сражение войны Александра Македонского с Дарием III в Северной Месопотамии, недалеко от реки Тигр, на обширной равнине у местечка Гавгамелы. Александр, по обыкновению, взял на себя командование правым флангом греко македонской армии. В начале сражения он совершил неожиданный обманный маневр (движение направо), приведший персов в замешательство, а потом, как и в битве при Иссе, направил конницу в центр персидского войска, где находилась ставка Дария.

Мощной ударной силой персов считались колесницы с длинными и острыми вращающимися серпами, укрепленными по обеим сторонам оси. Врезаясь в строй противника, такие серпоносные колесницы должны были рубить на куски его живую силу. Впрочем, греки быстро научились бороться с этим оружием. Они расступались перед несущимися колесницами, пропускали их, а затем уничтожали возниц. Были у персидской армии также боевые слоны. Греки одержали полную победу.

Александр Македонский не стал преследовать персидского владыку. Он двинулся прямо в центр державы Ахеменидов и стал легко занимать ее главные города. Древний Вавилон, Сузы, Персеполь. В руки Александра попали колоссальные богатства царской казны: веками хранившиеся сокровища оценивались не менее чем в 170 тысяч талантов серебром. Царь Дарий III был убит царскими приближенными во главе с Бессом, сатрапом Бактрии. Гибель Дария III позволила Александру Македонскому рассматривать себя как преемника Ахеменидов. По праву победителя македонский царь стал законным владыкой персидского царства.

Дальнейшие его походы имели целью восстановление единой власти над всеми подчиненными персам территориями и борьбу с самозванцами. Два года потребовалось Александру на то, чтобы более или менее прочно утвердиться в среднеазиатских областях Согдиана и Бактрия. Стремясь добиться успеха, он применял политику «кнута и пряника»: с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных территорий, истребляя десятки тысяч человек, и подчеркнуто милостиво относился к тем, кто добровольно подчинялся его власти. В 327 г. до н. э. Средняя Азия была наконец покорена и усмирена. В ознаменование наступления мира Александр женился на Роксане, дочери одного из представителей среднеазиатской знати.

327 г. до н. э.- поход в Индию

Предпосылки :

  • Рассказы о сказочных богатствах Индии
  • Желание Александра покорить весь мир

326 г. до н. э. - кровопролитное сражение на берегах реки Гидасп. Македонский царь не без труда, лишь с помощью передовой для своего времени военной тактики (обходной маневр при переправе через реку), сумел добиться победы. В битве при Гидаспе греки и македоняне впервые столкнулись с массовым применением противником «живого» оружия - боевых слонов. Это настолько впечатлило греческих полководцев, что впоследствии они стали активно использовать слонов в боевых действиях.

Индия оказывалась несравненно большей страной, чем считалось ранее. Самого Александра, конечно, все это не могло остановить, но армия была уже совершенно измучена. В конце концов войско отказалось продолжать поход. Это было серьезным ударом по самолюбию Александра, но изменить что либо было не в его силах. После нескольких дней тщетных уговоров полководец приказал собираться в обратный путь. Александр отправился в Вавилон и оставался там.

Создание мировой державы: внутренняя политика Александра Македонского

Персидская держава:

- «внутренняя непрочность»: отсутствие налаженных связей между областями, отчужденность населяющих их народов друг от друга.

Конфликты между победителями и побежденными и метяжи могли серьезно подорвать целостность государства. Сохранение и укрепление единого государства становилось главной задачей правителя. Александр как мог старался сглаживать противоречия между греками, македонянами и народами Востока, при каждом удобном случае демонстрируя, что для царя все они в одинаковой мере являются его подданными.

С подчеркнутым уважением относился Александр к обычаям, традициям и религиозным верованиям жителей завоеванных земель, но при этом отстаивал и интересы греков и македонян.

Всюду, где мог, Александр Великий сохранял власть ахеменидских сатрапов, избегая крутых перемен; правда, в их руках оставались лишь гражданские полномочия, а военные и финансовые, как правило, передавались македонянам и грекам.

Многие представители персидской знати были приближены к царскому двору, оттеснив на второй план испытанных соратников Александра. Это, конечно, порождало недовольство в среде македонян. Александр охотно набирал представителей восточных народов в свое войско.

Внутреннюю политику Александра после завоевания им персидской державы иногда называют «политикой слияния народов» . Царь хотел уравнять в правах всех своих подданных - европейских и азиатских, сплотить их, по возможности, в единый народ. Одним из самых ярких проявлений его объединительной политики стала грандиозная свадьба в Сузах, когда по инициативе царя в один день 10 тысяч македонских и греческих воинов вступили в брак с местными девушками. Сам Александр, уже женатый на Роксане, взял в жены Статору, дочь Дария III, и Парисатаду, дочь Артаксеркса III. Полководцы Александра тоже женились на персиянках, разумеется из знатных семей. Таким образом, Александр Македонский стремился сделать свое правление более легитимным, подчеркнуть преемственность по отношению к династии Ахеменидов.

Уже в ходе завоевательных походов начал радикально меняться весь образ жизни Александра Македонского. Он окружил себя азиатской роскошью, стал носить персидское царское платье, принял сложный дворцовый церемониал Ахеменидов, даже пытался навязать своим соратникам обязательный ритуал коленопреклонения перед монархом. Все это в совокупности с появлением при дворе влиятельных персов представлялось македонским аристократам крайне унизительным, они чувствовали себя приравненными к побежденным. Против Александра начали составляться заговоры, которые, впрочем, были быстро раскрыты, а заговорщики жестоко наказаны, при этом царь не пощадил даже своих ближайших соратников.

Со временем Александр, порвав с традициями своего отца, и в отношениях с греческими полисами стал вести себя не как гегемон Эллады, а как неограниченный правитель . Он по своему произволу вмешивался во внутренние дела греков и этим грубо нарушал решения Коринфского конгресса 337 г. до н. э. В частности, в 324 г. до н. э. он издал указ, предписывавший всем полисам принять обратно граждан, подвергнутых изгнанию, и грекам пришлось, затаив недовольство, подчиниться этому распоряжению. Другой указ требовал от греческих городов признать божественный статус Александра.

Укреплению единства державы служило также основание Александром нескольких десятков городов (почти все они носили его имя), главным образом на ее восточных рубежах, на новых богатых землях. Изначально это были военные опорные пункты, где стояли македонские гарнизоны. Но очень скоро в новые города хлынул поток греков с Балканского полуострова, принесших с собой свой образ жизни и свою культуру.

Наконец, Александр использовал колоссальные «залежи» драгоценных металлов из сокровищниц Ахеменидов и ввел на всей территории огромного государства единую монету, взяв за основу афинский серебряный стандарт.

Колоссальная держава, которую создал Александр путем завоеваний, оказалась непрочной. Держава распалась, так как слишком неоднородными были ее составляющие.

Всей своей деятельностью он строил новый мир, в котором принципы полиса использовались в устройстве обширной державы, в которой происходило слияние народов греческого мира и народов Востока на некой общей основе. Это был мир эллинистической цивилизации.

Его преемник Александр разбирался со внутренними делами. Потом начинает знаменитый поход – оч.важное событие глобального исторического масштаба. Но его заслуг тут нет. Александр Македонский никогда вперёд не думал. Переправились, сразу одержали победу над персами, нахрапом. У персов было 15 тыс. греч. наёмников, а у Александра – ок. 30. Потом ещё одна победа. Потом у Александра не стало денег на греч. наёмников – половина армии. Лишь удивительным нагромождением фактов история эта не кончилась плачевно. Александр искал сражения с персами и хотел отобрать обоз (это удалось, с наёмниками расплатился). Дошёл до Египта. Даже в Тире насыпали дамбу, город взяли. Его провозгласили богом в Египте. Дальше на Восток. Александр был ч-к активный, а персидский царь Дарий 3 – оч.спокойный (правда, вырезал всех родственников, когда к власти пришёл). Он часто сбегал с поля сражения, сначала бежали все вспомогательные войска, потом отходили и отборные части и греки, хотя были сильней. Александр сам не ожидал таких успехов, дальше захватил Вавилон, Персепы – сжёг его (зачем? Потом жалел). Потом Дария убили. Александр решил провозгласить себя его наследником и создать единое Греко-персидское государство. Персидские чиновники теперь бросались ниц перед Александром, а македонцев это напрягало, потом их тоже обязали бросаться. Александр даже казнил нескольких своих сподвижников. Дошли до севера Индии, утонул конь. Его солдаты взбунтовались и пришлось вернуться. Вскоре умер.

Важно, что Александр шёл, а за ним шли греки, и строил города, построенные по греч. принципам. Туда нагоняли греков, которые строили свой мирок внутри чужого мира. Греки получили оч.много – потоки информации, культурной и др. Появилась греч. ойкумена.

Первый этап Восточного похода (334–331). Весной334 г. Александр с крохотным для покорения мира войском (35 тыс.) переправился через Геллеспонт и встретился у рекиГраник в первом сражении с войском персидского царяДария III, одержав над ним победу. Сам Дарий в сражении не участвовал: на его стороне выступили греческие наемники. царь и в негреческих областях сохранял местное самоуправление, лишь ставя его под контроль македонцев; не повышал налогов, уважал обычаи и традиции завоеванного населения. Такая политика снискала ему большую популярность.

Во второй раз царь встретился с персами у города Исс в333 г., Александр нанес ему сокрушительное поражение. После Исса все сирийские и финикийские города перешли на сторону Александра, который долгое время осаждал лишь считавшийся неприступным Тир.

в 332 г. вступил в Египет, где его вновь встретили как освободителя от персов. Он основалАлександрию , позднее сыгравшую большую роль в истории эллинистического мира, и совершил паломничество к храму Амона, к западу от Египта, где жрец признал его сыном бога и фараоном, после чего Александр ввел обожествление своей особы.

Второй этап похода (331–329). Из Египта Александр направился на северо-восток, к северной Месопотамии, где в третий раз встретился с Дарием III у местечкаГавгамелы, илиАрбелы (331 ). После поражения Дарий бежал дальше на Восток, и Александр, двигаясь за ним, вступил в Вавилон (331 ), а затем - в столицу Персии Персеполь (330 ). Взяв город, он отправился на северо-запад, в сторонуМидии , и захватил ее столицуЭкбатаны (330 ), преследуя Дария, который в конце концов погиб от руки одного из сатрапов. Изначальная идея похода - месть персам - окончательно исчерпала себя, и Александр уже рассматривал себя в качестве преемника Дария, верховного правителя Персии и мстителя за его смерть, в знак чего предатель сатрап был казнен.

Среди македонской знати, считавшей себя ущемленной в правах по отношению к покоренной восточной аристократии, возник заговор. Он был быстро подавлен, тем не менее в дальнейшем Александр стал более ориентироваться на местную знать как на опору собственной власти. Царь направился дальше, занимая прикаспийские области и Парфию .

Третий (329–327) и четвертый (327–324) этапы похода. Войско вступило в Среднюю Азию, на территорию современного Узбекистана. Александр заключил династический брак с дочерью бактрийского царя Роксаной.

В 327 г. начался заключительный этап похода. Александр вторгся вПенджаб , на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царемПором . Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток. Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: воины заставили Александра повернуть назад. Перед отступлением он основал несколько форпостов, в частности, городБуцефалию , в честь любимого погибшего коня.

Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один - по суше, другой - по морю. Поход завершился к 324 г.

Создание великой державы. В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Весной 334 г. до н.э. Александр начал беспримерный по своей дерзости поход на Восток. К началу похода Александру удалось обеспечить свою армию продовольствием только на месяц, так как в казне у него почти не оставалось денег. Всякая неудача в начале военных действий грозила гибелью македонской армии. Александр понимал риск задуманного похода: он должен был привести либо к полному успеху, либо к неизбежной гибели Македонии. Войска персидских сатрапов заняли удобную позицию на крутом берегу реки Граник, через которую македоняне не должны были переправиться. Полководцы Александра единодушно высказались против наступления, но он пренебрег всеми советами. Некоторые из македонских полководцев считали, что Александр ведет свои войска на верную гибель. И все же, бешеная атака увенчалась успехом: часть конницы во главе с царем выбралась на мокрый и скользкий противоположный берег. Пока македонская конница, ведя опасный бой, удерживала захваченный участок берега, сюда начала переправляться пехота Александра. Под ее ударами неприятельская конница обратилась в бегство. Победа при Гранике открыла македонскому завоевателю путь в Малую Азию. Один за другим греческие малоазийские города сдавались Александру без сопротивления. Только богатые и могущественные Милет и Галикарнас, которые при владычестве персов пользовались большими преимуществами, не пожелали сдаться. Эти города были взяты приступом. Между тем пришло известие, что персидский царь Дарий с огромной армией двинулся против македонян. Оба войска встретились недалеко от сирийского города Исса. Персидская армия была более многочисленной, но Дарий не сумел использовать это преимущество. Персидская армия была разбита наголову. В руки победителей попали огромный обоз персов и вся обозначенная прислуга. Среди пленных были мать, жена и две дочери Дария. Огромная добыча позволила победителю щедро вознаградить войска и отправить большие богатства на родину друзьям и родным. Разгромив персидского царя, войска царя Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Финикию и Палестину. Большинство приморских городов покорились македонянам без сопротивления. Только один финикийский город Тир, жители которого держали в своих руках морскую торговлю Персии и получали от этого большие выгоды, не захотел покориться Александру. Осада Тира продолжалась более полугода (332 г. до н.э.). Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 г. до н.э. греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном) .

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них - Александрия (Египетская) .

После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно, 1 октября 331 г. до н.э. персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

Реферат на тему:

«Александр Великий - Македонский»

Выполнил ученик 6 класса

Пискун Алексей


ДЕТСКИЕ ГОДЫ И ЮНОСТЬ

ШКОЛА МУДРОСТИ

ПРОТИВ ОТЦА

СРАЖЕНИЯ В ГРЕЦИИ И ФРАКИИ

ПОХОД В АЗИЮ


ДЕТСКИЕ ГОДЫ И ЮНОСТЬ

Личность Александра Македонского и его деятельность привлекали внимание историков и философов на протяжении более двадцати трех столетий; интерес к Александру не иссяк и поныне. Огромная литература, созданная об Александре Македонском в разные эпохи авторами различных направлений, имеет существенный недочет – субъективистский подход к рассмотрению его деятельности, отрыв личных качеств македонского завоевателя от социально-экономических условий его времени.

Александр Македонский родился в столице Македонии Пеле в 356 г. дон. н.э. Согласно греческой версии, он появился на свет летом, в гекатомбеоне – первом месяце аттического года (конец июня – июль). Его отец, Филипп ІІ, потомок древнемакедонского царя Карана, выводил свое происхождение от мифического героя Геракла, его мать, Олимпиада, была дочерью молосского царя Эпира, ведущего род от другого героя эллинской мифологии – Ахилла. Вера в сверхъестественные силы, поклонение легендарным героям и олимпийским богам – круг мировоззрения человека античного мира. Чудесному и фантастическому в то время придавалось большее значение. Так, по Плутарху, происхождение Александра – царское и одновременно героическое – уходит корнями в седую старину, эпоху полубогов и героев.

Двух женщин знал царевич в младенчестве. Властную и строгую Олимпиаду, оказавшуюся очень нежной матерь, и кормилицу Ланику, женщину знатного происхождения, ставшую подругой его детских игр. Она приводила с собой малолетнего сына Протея или молодого и красивого брата Клита, служившего командиром всадников в войске Филиппа. Отца Александр видел редко: войны и походы постоянно удерживали царя вдали от дома. Это привело к тому, что мальчик привык смотреть на мир глазами матери.

Наступило время, когда Александр, подобно всем царским детям, должен был получить воспитание по всем правилам тогдашнего педагогического искусства. Движимая своей ревнивой любовью, Олимпиада настояла на том, чтобы руководил воспитанием мальчика непременно эпирец, и это поручили Леониду – одному из эпирских родственников Олимпиады. Этот грубоватый человек вполне оправдывал свое имя и пытался воспитать царевича в духе древних спартанцев, без всякой мягкости и нежности. Он был далек от наук, и наукам обучали мальчика другие. Леонид не был ни учителем, ни гувернером, а взял на себя только руководство воспитанием. Он решил в первую очередь отучить ребенка от изнеженности, привитой ему матерью. Лучшим завтраком Леонид считал ночной поход, а ужином – скудный завтрак. Так как мать и кормилица постоянно старались подсунуть своему любимцу что-нибудь вкусное, то Леонид самолично обыскивал постель и ларцы своего воспитанника и отбирал спрятанные лакомства.

Леониду подчинялся гувернер Александра, некий Лисимах, грек незнатного происхождения. Он был родом из Аркании. Леонид, вероятно, привез его из Эпира. Лисимах считал Александра Ахиллом, а себя Фениксом. Здесь мы снова наблюдаем влияние Эпира: если предком Александра по отцу считался Геракл, то род матери велся от Ахилла. Во всем этом обнаруживается честолюбие Олимпиады. Лисимах оказался истинным другом своего воспитанника: к нему, матери и кормилице Александр сохранил любовь на всю жизнь.

Леонид считал, что наследник должен воспитываться вместе с другими мальчиками, родственниками царя и сыновьями придворной знати. Один, из них, Леоннат, происходил из семьи дикой Евридики, горянки, отличавшейся гордой заносчивостью. Другой, Марсий, впоследствии ставший историком, был братом Диадоха Антигона. Уже мальчиком он проявлял завидное прилежание. Упомянем также симпатичного Протея, который стал затем самым стойким выпивохой в войске Александра. Наконец, Гефестион, которого Александр уже тогда любил больше других и называл своим Патроклом мальчики вместе посещали школу и играли, конечно, в войну. Между ними иногда происходили драки, и здесь Александр одерживал свои первые победы. Именно в этих сражениях завоевывал он, вероятно, Олинф и Трою, возможно, превосходил победы при Иссе.

Учителями Александра в большинстве случаев были, конечно, греки. Стоит упомянуть Филикса, предостерегавшего учеников от войн и насилия и восхвалявшего мирное служение на благо народа. Он излагал теорию о государстве благоденствия, соответствующую учению киников. Именно он впервые познакомил Александра с этим направлением философской мысли.

Слишком рано, к преподаванию был привлечен платоник Менехм: Александру в то время было не более десяти – двенадцати лет. Менехм должен был обучать мальчика геометрии, но, несомненно, преподавал также и числовую метафизику Платона, которая, по тогдашним понятиям, была высшей и последней ступеней мудрости.

Во время мусических празднеств мальчик часто восседал рядом со своим отцом. Иногда ему разрешалось исполнить какое-нибудь произведение. На этих праздниках Александр знакомился с приближенными отца – гетайрами и ксенами. Юноша больше всех любил ксена Демарата из Коринфа, происходившего, по-видимому, из рода Бакхиадов. Именно Демарат подарил ему впоследствии любимого коня – Буцефала. Не было для македонского юноши лучшего подарка, чем прекрасный конь. В это время Александр познакомился с персом Артабазом, который был изгнан из своей родины и жил в Пеле. От него юноша получил первое представление о рыцарских обычаях древнего Ирана.

Мать, воспитатели, соученики, ученые, редкие встречи с отцом, придворные – все это составляло окружающий Александра мир. Но каким был сам мальчик? Чувствительный, легко возбудимый, он напоминал жеребенка благородных кровей, упрямо вырывающегося из-под узды.

Воспитателем было с ним и легко, и трудно. Тот, кто пытался приказывать Александру, считал его непокорным, упрямым, злым, тот же, кто воздействовал на него добром, вызывал в нем интерес, добивался послушания, а иногда и обретал его любовь, ибо Александр был страстным человеком, склонным к любви и восхищению, так же как и к презрению, и протесту. Его легко можно было склонить как и согласию, так и к отказу, вызвать в нем радость или гнев. Часто страсти так потрясали его, что переживания становились для него невыносимы, но в эти моменты в нем проявлялся великий, царский и поистине гордый дух. При всей его мягкости была у Александра железная воля, даже непреклонность и неумолимость. Вероятно, эти качества он унаследовал от матери.

У учителей он перенимал их знания, опыт, но по своим качествам был гораздо выше их. К тому же у него бала своеобразная манера выражать свои претензии к учителям и задавать им вопросы. Преподавателям требовалось немало ума и сообразительности, чтобы тактично ответить ему, не теряя при это чувства собственного достоинства.

Так у Александра еще в детстве проявлялся характер будущего, великого человека. Его романтические настроения уживались с трезвым рационализмом, потребность любви – с неумолимостью, воинственностью и склонностью к насилию.

ШКОЛА МУДРОСТИ

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве, и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Но наследник Филиппа испытывал еще и муки иной ревности. Он не радовался блестящим успехам отца, но следил за ними с плохо скрываемой завистью. Он мечтал, что в будущем он одержит победы, которые дадут ему возможность помериться с отцом славой. Филипп делал все, чтобы завоевать доверие, привязанность и любовь строптивого сына. Он пытался воздействовать на него словами, советом, а иногда и иронией, но великому ловцу человеческих сердец не удалось покорить сердце собственного ребенка.

Царь видел, как велико влияние Олимпиады на сына, и знал что Леонид и Лисимах стоят на ее стороне. Так как такого рода обучение сына не соответствовало его желаниям, он решил направить его по совершенно иному пути. Ему казалось, что мальчик достаточно подрос и вполне может жить без присмотра матери. Он думал также, что Александр не будет столь строптивым, если на его пути встретится по настоящему крупный человек. Не колеблясь царь выбрал самого лучшего из известных ему учителей. Он послал приглашение Аристотелю на остров Лесбос и получил согласие философа.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное – Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов, и более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. Его интересовали не двор и власть, а доверенный ему драгоценный человеческий материал – царственный юноша.

Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра, жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового, стали друзьями.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками – Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца. Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

ПРОТИВ ОТЦА

После того как наследник столь удачно проявил себя, царь уже стал давать ему другие поручения. В 338 г. до н.э. Александр уже входил в штаб Филиппа. Царь с гордостью смотрел на своего сына. Он отправил его вместе с Антипаром в Афины, куду, возглавив торжественное шествие, они должны были доставить пленных, а также пепел павших в сражении. В первый и единственный раз Александр вступил на священную землю Афин.

Чаще всего юноша жил при дворе в Пелле. Однажды ему поручили возглавить военную экспедицию против иллирийцев. Эту задачу он выполнил так же успешно, как и прежние.

И все-таки Александр не был бы Александром, если бы мог легко ужиться с придворной знатью. Из-за своей эпирской матери, которую он очень любил, а македонская знать ненавидела, Александр неминуемо должен был вступить в конфликт с влиятельной придворной кликой. К этому добавилось его гордое, порой даже дерзкое поведение и тот незримый барьер, который отделяет гения от остальных людей. Наследник не сходился даже с самыми знатными приближенными Филиппа и вел себя не так, как этого можно было ожидать от македонского царевича. В Македонии существовали товарищества молодых людей, сверстников. В современной Греции подобные объединения называются пареа. Кто же входил в этот тесный круг времен Александра? Гефестион из македонской знати, Птоломей, представитель эордейской знати, и Гарпал, происходивший из элимиотской княжеской семьи, которая вплоть до времени Филиппа не зависела от Македонии, да и теперь питала плохо скрываемую неприязнь к македонскому царю.

Наследник, вероятно, почувствовал себя счастливым, когда отец предоставил ему возможность действовать самостоятельно. Однако Александр уже настолько ощущал себя царем, что через некоторое время воспринимал свое право на власть как нечто само собой разумеющееся. Филипп говорил, что Македония слишком мала для его сына, и эти слова вскоре стали весьма актуальными. Александру надоело быть просто помощником, он считал свое положение просто невыносимым. Более того, эпирская кровь, греческие профессора, учение Аристотеля, привело к тому, что юноша стал рассматривать Македонию извне и как бы со стороны, вражда между родителями, зависимость от отца – все это усложнило отношение Александра к Македонии и сделало его чувства противоречивыми. Не только придворные ощущали неудовлетворенность, исходившую от этого человека, который вскоре стал столь могущественным. Больше всего ее ощущал сам Александр. И то, что произошло потом, в 337г до н.э., и то, как Александр на это реагировал, следует объяснить этим чувством, едва не приведшем к трагическому разрыву Александра с Македонией.

Филиппа охватила в это время новая страсть. На сей раз речь шла о девушке из самой знатной семьи. Ее родные, прежде всего честолюбивый дядя и опекун Аттал, не преминули использовать любовь царя. Поскольку Филипп яростно стремился к обладанию прелестной Клеопатрой, они настаивали, чтобы он по всем правилам попросил ее руки и возвел в ранг законной супруги и царицы. До сих пор Филипп умел искусно сочетать свои увлечения с политикой, но на сей раз страсть привела его к серьезным затруднениям. Аттал, один из самых уважаемых придворных царя, был тесно связан с родом Пармениона. Филипп оставил это важный вопрос открытым, и по-прежнему считал Александра наследником.

Напряженные отношения между отцом и сыном могли кончиться разрывом. Но судьба разрубила это трагический конфликт одним ударом. Она милостиво избавила Филиппа от всех дальнейших бедствий.

Со смертью Филиппа умерла и надежда объединить греческие и македонские сердца в их стремлении к общему будущему. Задача Александра была такова – объединить все страны и народы.

СРАЖЕНИЯ В ГРЕЦИИ И ФРАКИИ

· 340 г. до н. э. - Восстание медов - В возрасте 16 лет Александр подавил восставших медов, фракийского племени на северо-восточной границе Македонии, в то время как его отец, Филипп II, осаждал Византию на Босфоре (Плутарх, «Александр»).

· Август, 338 г. до н. э. - Сражение при Херонее - в центральной Греции объединенное войско Афин, Фив и других городов Эллады было разгромлено македонским царем Филиппом II. В возрасте 18-ти лет Александр возглавлял левое крыло македонской армии. После сражения Греция признала власть Македонии над собой.

· Весна-лето, 335 г. до н. э. - Поход на Балканы - Первые сражения Александра в качестве македонского царя. В ходе боев на Балканах до реки Истр (совр. Дунай) разбит ряд восставших фракийских и иллирийских племен (трибалы, пеоны, геты, тавлантии и др.).

· Сентябрь, 335 г. до н. э. - Осада Фив - стремительный бросок из Иллирии на штурм восставшего города Фивы в Беотии, одного из самых сильных в Элладе того времени. Быстрая победа и разрушение древнего и сильного города подавили волю греков к сопротивлению.

ПОХОД В АЗИЮ

Места битв в Азии на карте империи Александра

· Май, 334 г. до н. э. - Битва на реке Граник - Александр Великий разбил войско персидских сатрапов на реке Граник в Малой Азии, недалеко от легендарной Трои. После битвы вся Малая Азия в течение года попала под власть Александра.

· Осень, 334 г. до н. э. - Осада Галикарнаса - осада и штурм столицы Карии, прибрежного города Галикарнаса на южной оконечности полуострова Малая Азия. В ходе осады погибло немало солдат из гарнизона, но персам удалось вырваться морем. Галикарнасс был сдан после тяжелого боя без населения и разрушен по приказу Александра.

· Ноябрь, 333 г. до н. э. - Битва при Иссе - разгромлено персидское войско царя Дария III в Киликии (Малая Азия). Александр легко ранен мечом в бедро. Дарий бежал, Александр мог без помех продолжить завоевание Азии.

· Январь-июль, 332 г. до н. э. - Осада Тира - семимесячная осада и взятие штурмом неприступного финикийского города Тира. Персидская держава лишилась своего морского флота, так как все основные приморские базы и города оказались во власти Александра.

· Сентябрь-октябрь, 332 г. до н. э. - Осада Газы - 2-х месячная осада и взятие штурмом города Газа в Палестине. Александр тяжело ранен стрелой в плечо. После падения Газы Александр легко овладел Египтом.

· 1 октября, 331 г. до н. э. - Битва при Гавгамелах - решающее сражение, после которого Персидская империя прекратила существование. Войско персидского царя Дария III разбито за рекой Евфрат, на территории современного иракского Курдистана. Дарий бежал, но вскоре был убит своим сатрапом.

· 329 - 327 гг. до н. э. - Горная война - Война в Согдиане и Бактрии с местными повстанцами. Сражения носят локальный характер, местные правители при помощи партизанских действий пытаются завоевать феодальную независимость. После уничтожения лидеров и захвата горных крепостей сопротивление местной знати в основном подавлено.

· Июль, 326 г. до н. э. - Битва на реке Гидасп - битва с индийским царём Пором на реке Гидасп, восточным притоком реки Инд. Македонцы впервые сражались со слонами и понесли тяжёлые потери, после которых отказались следовать за Александром дальше на восток за реку Ганг.

· 326 - 325 гг. до н. э. - Штурм города маллов - бои с племенами Индии, проживающими вдоль рек Гидасп и Инд. Вынужденный отказаться от похода на Восток, Александр возвращался в Персию через новые земли, присоединяя или истребляя местных жителей. В бою за один из городов маллов Александр был тяжело ранен стрелой в грудь и лишь чудом выжил.


К новым конфликтам с македонской знатью. Весной329 г. до н. э. Александр приступил к завоеванию Бактрии и Согдианы, самых сильных и фактически независимых восточных сатра­пий, граничивших с областями кочевников, которые оказывали им помощь против Александра. Македонские войска продвинулись дальше в плодородную долину Яксарта (Сыр-Дарья). На берегу этой реки был основан город Александрия Эсхата– ...

Должны иметь время и возможность приобщаться к новым условиям. победа над ними не обеспечивает прочности положения. Заключение В данной работе мы проследили основные «вехи» восточного похода Александра Македонского. Успех македонской армии, её исключительная боеспособность были обусловлены, на наш взгляд, спецификой македонского общества (или той стадии, которую оно проходило в своём...

И ложность слухов о гибели Александра оказалось достаточно, чтобы в Элладе вновь возродилась надежда на свободу. Наиболее решительно действовали фиванцы, осадившие находившийся на акрополе македонский гарнизон. Александр, понимая всю серьезность происходящего, стремительно двинулся в Грецию и захватил оказавшие упорное сопротивление Фивы. Город был разрушен до основания, а все его граждане...

Примеру Антигона, провозгласили себя царями. Его планы расового слияния потерпели неудачу: македоняне единодушно отвергли эту идею, и в империи селевкидов четко доминирующим был македонский и греческий элемент. Империя Александра скреплялась его собственной динамической личностью. Он соединял в себе железную волю и гибкий ум со способностью доводить себя и своих воинов до высшего напряжения...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта